На смену курортному сбору в России с 2025 года придет туристический налог. Эксперты называют новшество нелогичным: поступления от нового налога будут несопоставимы с текущими мерами господдержки туристической отрасли и несут риски повышения стоимости отдыха и утраты рентабельности некоторыми отелями.
В рамках поправок к законопроекту о налоговых изменениях министерство финансов РФ предложило преобразовать с 2025 года курортный сбор в туристический налог.
Туристический налог – это местный налог, необходимость введения которого, как и размеры ставок с учетом категорийности, сезонности, объема льгот и других факторов, муниципалитеты будут определять самостоятельно, поясняет пресс-службе Минфина РФ.
Законопроектом предусмотрено право муниципалитетов постепенно повышать туристический налог ежегодно до 2029 года. Предельная ставка налога на 2025 год составит 1%, в 2026 году – 2%, в 2027 году – 3%, в 2028 году – 4%, начиная с 2029 года – 5%.
Объектом налогообложения признается «оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный законом об основах туристической деятельности в России (132-ФЗ)», то есть основной вид деятельности отелей.
Туристический налог будет уплачиваться в бюджет муниципалитета суммарно в конце налогового периода, не позднее 28 числа следующего месяца после его окончания.
Плательщиками налога будут не туристы, а организации и физлица, оказывающие такие услуги. Т.е. по факту туристический налог будет «вшит» в стоимость номера: оплачивать его отдельно, как это происходит сейчас при курортном сборе с соответствующей квитанцией, туристы не будут.
Сумма туристического сбора будет указана в выписке/чеке при осуществление полного расчета за проживание в объекте размещения.
Туристический налог не будет взиматься при оказании услуги ряду категорий граждан, среди которых, в частности, герои Советского Союза и Российской Федерации, герои труда, участники и инвалиды ВОВ, участники специальной военной операции; ветераны и инвалиды боевых действий и другие.
Туристический налог облегчит жизнь туристам
Предложение Минфина туроператоры и отельеры назвали неоднозначным. С одной стороны, оно оптимизирует для туриста процедуру заселения в отель, избавляя гостя от необходимости самостоятельно оплачивать курортный сбор.
«С одной стороны, туристический налог в предложенном виде облегчит жизнь туристам, которым сейчас приходится оплачивать «курортный сбор» при заселении, тем более что отели часто требуют плату наличными, а от льготников – подтверждающие документы», – говорит вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Кстати, вопрос с наличными, которые часто требуют при уплате курортного сбора, объясняется очень просто. Если турист оплачивает курортный сбор со своей банковской карты, то, проведя платеж, гостиница получала на счет на 2,5–3 руб. меньше из-за комиссии за банковский эквайринг, в то время как перечислять в местный бюджет ей нужно всю сумму полностью.
Доступность туризма может снизиться
С другой стороны, предложенная редакция законопроекта Минфина предполагает поэтапно повышаемую ставку налога. Предельная ставка в 2025 году составит 1% и может быть повышена до 5% к 2029 году. Логично предположить, что это напрямую повлияет на рост цен на размещение, а значит, скажется на доступности туризма.
Пострадают и отельеры. Как говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, ставка турналога в 5% в 2029 году оставит многие отели за пределами рентабельности, и фактически лишит большинство из них возможности модернизации номерного фонда и обновления инфраструктуры.
Как напоминает Сергей Ромашкин, согласно официальной статистике, в 2023 году российские отели заработали 821 млрд руб. Если взять эту сумму за некий базис, можно предположить, что при ставке 1% в 2025 году сумма поступлений от туристического налога составит порядка 8 млрд рублей.
«При текущих заявленных мерах господдержки туризма, тех объемах финансирования, которые выделаются в качестве субсидий и грантов регионам, сумма в 8 млрд руб. выглядит очень скромной. Это явно не те доходы, ради которых нужно модернизовать существующий курортный сбор и затевать новую схему», – считает вице-президент АТОР.
По его словам, также нелогично, что освободив отели от уплаты НДС, государство тут же придумывает новый механизм, который затормозит действие вышеназванного послабления, снизив инвестиционную привлекательности в гостиничном сегменте.
Поступления могут пройти мимо туризма
Алексей Мусакин обращает внимание и на статус будущего налога: законопроект Минфина предполагает именно туристический налог, а не целевой туристический сбор.
«Курортный сбор, действующий сейчас на территории ряда субъектов РФ, или туристический сбор, который предлагало ввести Минэкономразвития, имеют конкретное воплощение. Там от сбора виден результат: на средства, собираемые целевым образом, возводятся фонтаны, облагораживаются набережные, ставятся скамейки в садах и парках, посещаемых туристами. В случае же туристического налога средства поступают в бюджет муниципалитета и могут быть потрачены не на туризм, а вообще на любые текущие задачи, не связанные с гостеприимством», – поясняет он.
По мнению Алексея Мусакина, туристический налог, если уже вводить его, должен быть единым и действовать для всех субъектов РФ. В противном случае у туриста возникает непонимание: в одном городе с него берут налог, в другом – нет, хотя оба города на территории одной страны.
От дополнительных денег никто не откажется
Как полагают эксперты, первыми туристический налог внедрят регионы, где турпоток в последние годы заметно вырос и в которых из-за туристов большая нагрузка на местную инфраструктуру. В этом списке потенциально Калининградская область, Карелия, Бурятия, Алтайский край, Дагестан, Шерегеш.
«Количество туристов в Шерегеше в сезон в десятки раз превышает количество постоянных жителей, а возможности ЖКХ, включая уборку и вывоз мусора, рассчитаны именно на местных жителей», – говорит Алексей Мусакин.
По оценкам Сергея Ромашкина, в перспективе двух лет туристический налог потенциально может появиться во всех регионах РФ.
«Регионам дают легальное право ввести новый налог и получить больше денег. В текущих условиях вряд ли найдутся территории, которые сами откажутся от такой возможности», – отмечает эксперт.
По мнению экспертов, можно частично решить проблемы муниципалитетов с дефицитом бюджета, увязав их с реальными туристическими потоками и комплексным подходом к оценкам потребностей территорий на перспективу.
«Необходимо обновить методологию расчета налоговых поступлений и отчислений с учетом не численности населения, а сезонной нагрузки туристических центров. Например, эта практика касается курортов Краснодарского края, которые в сезон принимают в десятки раз больше туристов, чем в зимнее время. Летом черноморские курорты тратят гораздо больше средств на поддержание туристической инфраструктуры, например, на вывоз мусора, уборку территорий, озеленение. В конечном итоге в выигрыше останется турист, который гуляет по чистым и благоустроенным улицам», – резюмирует Сергей Ромашкин.
Текст: Елена Мягкова.
Изображение из открытых источников.
Шерегеш Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.