Незаконный вывод средств за рубеж снизился по сравнению с 2022 годом на 15%, до 31 млрд рублей. Объемы обналичивания во всех секторах экономики уменьшились на 11%, до 82,5 млрд рублей.
При этом обналичивание вне банковского сектора (через «продажу» наличных денег торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами) сократилось на 21%. Использование банками информации платформы «Знай своего клиента» и принимаемые ими меры позволили втрое уменьшить объемы обналичивания по платежным картам юридических лиц.
В три раза снижены объемы подозрительных операций по исполнительным документам, в том числе сведены к минимуму схемы обналичивания через счета нотариусов и решения комиссий по трудовым спорам.
Структура подозрительных операций и отрасли экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги
В 2023 году объемы подозрительных операций сократились на 12%.
Объемы подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж в указанном периоде составили 31 млрд рублей и снизились к 2022 году на 15%. В качестве основания для вывода денежных средств за рубеж, как и в предыдущие периоды, в основном использовались авансовые платежи за импортируемые товары без их последующего ввоза на территорию Российской Федерации (57%).
Объемы обналичивания денежных средств во всех секторах экономики в 2023 году уменьшились по сравнению с прошлым годом на 11%.
Снижение обналичивания вне банковского сектора (транзитные операции высокого риска, направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, «продаваемой» третьим лицам торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами) было более интенсивным: объемы подозрительных операций сократились по сравнению с прошлым годом на 21%, до 23 млрд рублей.
Объемы обналичивания в банковском секторе в 2023 году по сравнению с 2022 годом снизились на 6% и составили 59,5 млрд рублей.
Ориентирование кредитных организаций через Платформу Банка России «Знай своего клиента» на выявление высокорисковых клиентов и оперативное пресечение их операций позволили почти в три раза сократить объемы обналичивания по платежным картам юридических лиц. Также в три раза снижены объемы подозрительных операций по исполнительным документам — с 11 до 4 млрд рублей. Сведено к минимуму использование схем обналичивания через счета нотариусов и решения комиссий по трудовым спорам.
На этом фоне недобросовестными участниками хозяйственной деятельности более активно использовались схемы обналичивания через банковские карты и счета физических лиц, на которые безналичные денежные средства поступали от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не ведущих реальную хозяйственную деятельность.
Основной спрос на теневые финансовые услуги в 2023 году, как и в прошлом, формировался в строительной отрасли (37%), торговле (26%) и сфере услуг (21%).
Ответственное структурное подразделение: Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.
Заглавное изображение из открытых источников.