В 2022–2023 годах Банк России предоставил системно значимым кредитным организациям (СЗКО) послабления по условиям соблюдения норматива краткосрочной ликвидности (норматив Н26 (Н27), НКЛ), а именно снижение норматива ниже 100% из-за влияния санкций и системного стресса. Об этом сообщает пресс-служба регулятора.
Данная мера позволила СЗКО пройти период высокой волатильности на финансовых рынках, резкого оттока средств клиентов и сокращения их срочности. Мера утратила свою актуальность ввиду того, что в последнее время наблюдается стабилизация рынка и устойчивая тенденция к росту средств на счетах как граждан (+17%, или 5,8 трлн рублей, за последние 12 месяцев по состоянию на 01.10.2023), так и компаний (+13%, или 5,4 трлн рублей).
СЗКО снова должны будут соблюдать НКЛ на уровне 100% с 01.03.2024. Небольшой переходный период в несколько месяцев требуется для решения операционных вопросов с банками. До этого момента СЗКО рекомендуется поддерживать фактическое значение НКЛ на уровне не ниже среднего фактического значения НКЛ, рассчитанного по состоянию на отчетные даты 01.08.2023, 01.09.2023 и 01.10.2023.
Отказ от послаблений будет способствовать:
- улучшению ситуации с управлением СЗКО краткосрочной ликвидностью;
- выравниванию конкуренции между банками. СЗКО при использовании послаблений имеют возможности для наращивания кредитного портфеля опережающими темпами по сравнению с банками, поддерживающими фактические значения нормативов на требуемом уровне. Кроме того, при использовании послаблений банки не стремятся привлекать долгосрочные депозиты по более высоким ставкам, а в основном привлекают более дешевые краткосрочные пассивы для роста своей маржи и прибыли;
- более плавному переходу к соблюдению национального норматива краткосрочной ликвидности, который планируется внедрить на смену НКЛ.
Для того чтобы облегчить для банков выход из послаблений по НКЛ, Банк России возвращает механизм безотзывных кредитных линий (БКЛ).
Банк России расторгнет с СЗКО ранее заключенные договоры об открытии БКЛ и заблаговременно проинформирует СЗКО о возможности заключения новых договоров об открытии БКЛ.
Это связано с существенным изменением порядка предоставления БКЛ:
1. БКЛ не потребует предварительного внесения обеспечения. При этом СЗКО потребуется внести обеспечение при востребовании кредита в рамках БКЛ.
2. Размер платы (в процентах годовых) будет дифференцирован. При использовании БКЛ для увеличения фактического значения НКЛ до 80% планируется применять плату в размере 1,5%, а к части, используемой для увеличения фактического значения НКЛ от 80 до 100%, — 0,1%.
3. Для поэтапного повышения ликвидности балансов СЗКО, пользующихся БКЛ, доступная величина БКЛ будет планомерно снижаться. В результате СЗКО самостоятельно (без БКЛ) должны будут обеспечивать соблюдение НКЛ на следующем уровне:
- не менее 40% с 01.03.2024;
- не менее 50% с 01.07.2024;
- не менее 60% с 01.01.2025;
- не менее 70% с 01.07.2025;
- не менее 80% с 01.01.2026.
При этом СЗКО, имеющие значение НКЛ свыше указанных уровней в соответствующем периоде, но менее 100%, смогут получить БКЛ в пределах фактической потребности для выполнения норматива.
4. Для обеспечения сопоставимых конкурентных условий СЗКО, выполняющие НКЛ на уровне свыше 80%, смогут получить БКЛ в требуемой величине для выполнения норматива на уровне 100%, обеспечивая самостоятельно минимальный уровень выполнения норматива в 80%.
5. Максимально возможный лимит БКЛ для каждой СЗКО будет пересматриваться ежеквартально на основе средних значений показателей, входящих в расчет НКЛ, на три отчетные даты, предшествующие дате пересмотра лимита. При этом, чтобы не создавать стимулов к снижению фактических значений норматива до конца текущего года, первое значение максимально возможного лимита будет установлено на основе среднего фактического значения НКЛ на отчетные даты 01.08.2023, 01.09.2023 и 01.10.2023.
6. Как и раньше, сумма платы будет рассчитываться на основе установленного банку максимально возможного лимита БКЛ и взиматься авансом, но не за предстоящий год, а за предстоящий квартал, на который установлен максимально возможный лимит БКЛ.
Одновременно методология расчета НКЛ будет уточнена — в частности, предусматривается возможность использования национальных рейтингов, включение в расчет НКЛ обеспечения по клиринговым сертификатам участия, уточняется порядок оценки величины оттоков, связанных с соблюдением обязательных резервных требований. Это позволит большинству СЗКО увеличить фактическое значение НКЛ на несколько процентных пунктов. Соответствующий проект прошел оценку регулирующего воздействия1, и ожидается, что изменения вступят в силу в начале следующего года.
Режим поэтапного повышения уровня НКЛ, который СЗКО будут соблюдать самостоятельно, позволит им подготовиться к соблюдению разрабатываемого в настоящее время нового национального норматива краткосрочной ликвидности. Новый норматив будет включать в расчет больший набор активов, под которые возможно привлечение денежных средств на российском рынке. Кроме того, с учетом российской статистики будут откалиброваны коэффициенты оттока как в большую, так и в меньшую сторону по сравнению с Базельскими. Уже сейчас важно, чтобы СЗКО для соблюдения нового норматива улучшали структуру баланса, например, повышая стабильность и срочность привлеченных средств клиентов, а также накапливая высоколиквидные активы. Концепция нового норматива будет представлена для обсуждения до конца текущего года, а поэтапное внедрение планируется с 2025 года, полное — с 2026 года.
1 Проект указания о внесении изменений в Положение Банка России от 30.05.2014 № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности („Базель III“)» размещался на сайте Банка России в период с 21.08.2023 до 04.09.2023.