Французские власти расследуют продажу аукционным домом пары витражей, которые, как утверждает одна группа по сохранению культурного наследия, были украдены из собора Парижской Богоматери в 1862 году, сообщает интернет-издание Artnet News.
В 2015 году аукционный дом выставил драгоценные медальоны из полихромного стекла, на одном из которых изображен ангел, держащий свечу, а на другом — ангел с курильницей. Они продавались отдельно: один стоил 123 000 евро (132 000 долларов США), а другой — 111 000 евро (119 000 долларов США).
В примечаниях к каталогу признавалось, что эти детали, изготовленные примерно в 1250 году и имеющие диаметр примерно 16 дюймов, когда-то были частью монументального окна-розы северного трансепта собора Нотр-Дам-де Пари, но были разобраны и заменены архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком, когда он восстановил здание.
Расследование показало, что эти предметы позже были проданы реставратором витражей Эдуаром Дидроном где-то между 1877 и 1905 годами.
Теперь легитимность аукционной продажи 2015 года ставится под сомнение. Французская полиция начала предварительное расследование по жалобе, поданной 11 сентября 2023 года французской ассоциацией Lumiere sur le Patrimoine («В центре внимания – наследие»), которая расследует продажу объектов старины, которые, как она подозревает, могли быть украдены.
В жалобе утверждается, что стеклянные медальоны никогда не принадлежали Виолле-ле-Дюку и не могли предназначаться для продажи, поскольку все, что было изъято из собора, автоматически принадлежит Франции.
Lumiere sur le Patrimoine был основан в начале этого года его председателем Филиппом Машико после того, как он узнал о распродаже 2015 года, просматривая старые аукционные каталоги. Он основал ассоциацию после того, как связался с Министерством культуры Франции, чтобы поделиться своими опасениями, но не получил «реального ответа».
«На тот момент [1877–1905 гг.] собор принадлежал государству со времен революции», — рассказал Машико в интервью газете «Фигаро». – «Все, что было изъято из него в XIX веке, было де-факто неотчуждаемым. Ситуация смехотворная».
Машико описал витражные работы как «спрятанные на распродаже старых картин, скульптур и рисунков».
В аукционном доме заявили, что ассоциация не связалась с аукционным домом до подачи жалобы, и отрицают какие-либо правонарушения.
«Аукционный дом соблюдает все применимые законы, правила и ограничения, где бы мы ни работали в мире», — говорится в заявлении компании для Artnet News. — «Прежде чем предлагать что-либо на продажу, мы проводим исследование и комплексную проверку, чтобы убедиться в отсутствии юридических препятствий».
В Аукционном доме также отметили, что аналогичная пара витражных медальонов в настоящее время находится в Женевском музее искусства и истории.
«Прежде чем выставить эти произведения на аукцион, мы получили все необходимые разрешения и экспортные сертификаты от соответствующих органов, а также предупредили экспертов и кураторов музеев», — говорится в сообщении Аукционного дома.
Согласно французскому закону о преимущественной покупке, государство и его национальные музеи имеют право покупать любые культурные ценности до того, как они будут проданы публике через аукцион или частную продажу, хотя потраченная на это сумма должна соответствовать выигравшей ставке.
Фото из открытых источников.