К такому решению пришли участники круглого стола по развитию уличного искусства, который организовал комитет Госдумы по молодежной политике. На круглый стол были приглашены известные художники и дизайнеры, а также представители федеральных органов исполнительной власти и эксперты по граффити и стрит-арту.
В то время, как в Петербурге возле метро «Черная речка» службы ЖКХ закрасили мурал с изображением Александра Пушкина, Комитет Госдумы по молодежной политике разрабатывает инициативу в рамках которой появится возможность уличным художникам создавать искусство по простым и понятным правилам, не нарушая закон и украшая город.
«Чтобы сделать города стильными и привлечь туристов необходимо развивать общественное искусство (public art). Интересные, смысловые муралы или креативные арт-объекты привлекают внимание, становятся местом притяжения городской жизни. Чтобы город жил, нужно дать возможность людям участвовать в его жизни и преображении. Но пока это скорее исключение, чем норма. В российских городах отсутствуют прозрачные правила размещения мурала или арт-объекта. Решения принимаются везде по-разному: по воле губернатора/мэра или, наоборот, с участием многочисленных ведомств (как в Москве – 7 этапов) и многомесячным согласованием. Отсутствуют специальные зоны для муралов, а также эксперты, способные оценить художественную ценность. Культура разбивается о личный вкус чиновника. Коммунальные службы то и дело закрашивают красивые работы. Полиция может легко вписать статью за вандализм. Грань там тонкая», – описал проблему председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев.
Предварительно комитет Госдумы по молодежной политике провел исследование для выявления наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются уличные художники. Опрос показал, что 95,7% участников считают, что в городах надо выделять холофеймы, где художники могут свободно рисовать, 44,3% не знают о процедуре согласования перед нанесением рисунка на объект в городе, 90% респондентов заявили, что уличное искусство, в том числе рисунки на фасадах зданий, украшают город. Проведенный опрос ВЦИОМ также подтвердил, что 76% россиян поддерживают инициативу о получении разрешения для создания граффити на стенах общественных зданий.
Директор Института исследования стрит-арта Анна Нистратова предостерегла всех участников от использования слова «граффити» и рассказала, что управляемое уличное искусство – это паблик-арт или стрит-арт. «Отсутствие терминологии, законодательства все устарели, прямо сейчас мы пишем методичку, которая поможет органам власти, которые занимаются вопросами искусства в городских пространствах. Это совершенно разные 2 сферы: граффити и стрит-арт, которые требуют различных мер, так как они направлены на разные вещи. Ни в одном городе России не существует экспертного органа, не существует обязательной экспертизы для нанесения изображений. Все, что было сказано о понятной процедуре согласования, об экспертизе в этой сфере – это очень-очень актуально. Безусловно, важна и образовательная часть», – добавила эксперт.
«По итогу круглого стола очевидны дальнейшие действия. Во-первых, надо разобраться с понятийным аппаратом. Во-вторых, нужно разработать понятные и прозрачные правила, в которых будет отражено наличие пространств и люди, которые будут в этом участвовать. Предлагаю подготовить проект Федерального закона «О праве субъекта принимать программы стрит-арта», при этом методические рекомендации для муниципалитетов по содержанию программы разработают на федеральном уровне. Это может быть совместная работа Минстроя, Минкультуры с Росмолодежью. Необходимо предусмотреть, что ФОИВ определяют заранее пространства в населенном пункте, желательно не отдельные объекты, а зоны. Обязательно создать экспертные общественные советы, которые будут проводить независимую оценку и снижать роль «чиновничьего вкуса». Отличный кейс по открытию галерей посредством конкурса: его надо изучить и масштабировать по всей стране. В ближайшее время создадим рабочую группу по разработке этой инициативы, которая поможет увеличить индекс качества городской среды и долю городов с благоприятной средой, предусмотренные федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды», в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Будем готовить вместе со Светланой Разворотневой законопроект для появления в регионах полноценных программ по развитию общественного искусства с художественными планами», - подвел итоги круглого стола Артем Метелев.
Отвечая на вопрос, граффити – это вандализм или искусство, участники круглого стола пришли к единому мнению, что все арт-объекты и стрит-арт в городе не только украшают городское пространство, но несут просветительскую функцию, а также выступают в качестве популяризации истории страны, патриотизма и чувства гордости.
Справочная информация.
Существуют много исследований феномена граффити. Мотивы художников изучают психологи, социологи, криминалисты. Это может быть и действие подростковых гормонов, и стремление к лидерству или принадлежности к какой-то группе, амбиции подростка, жажда самовыражения или известности. Все эти мотивы необходимо повернуть в правильно русло, чтобы не было испорченного городского имущества, а сам город стал красивее и интереснее.
Важно помнить, про «Теорию разбитых окон» которую разработали и доказали еще в начале 80-х годов. Ее идея состоит в том, что мелкие правонарушения, например, брошенный на землю мусор, выбитые окна, безбилетный проезд, граффити на стенах и т.д., меняют мышление жителей города. Возникает ощущение у горожан, что власти нет, можно то, что раньше было нельзя, раз все так делают. Люди привыкают жить в атмосфере правонарушений, грязи и хаоса. Со временем формируются новые нормы, правонарушения становятся обычным явлением. Правонарушения начинают совершать те, кто раньше никогда так не делал. Постепенно уровень жизни опускается, всех вокруг перестают удивлять серьезные отступления от закона, обыденными становятся мелкие преступления, а со временем все более и более тяжкие. На выходе получаем глубоко криминальную среду, бороться с которой крайне непросто. Все это можно предотвратить, если уличное искусство грамотно организовать и способствовать его развитию.
Участники событий и другие указанные лица: