Механизм блокировки продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в случае их нахождения в незаконном обороте или истечении срока годности будет запущен с 1 ноября 2023 г.
Данный вопрос прорабатывался Минпромторгом России совместно с уполномоченными ведомствами по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с прошлого года.
Благодаря сведениям, содержащимся в информационной системе маркировки, розничные магазины смогут оперативно получать необходимую информацию о товаре и в случае выявления причин, запрещающих оборот конкретной единицы продукции, не допускать ее реализацию потребителю, например, если срок годности продукции истек.
Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, разработан Минпромторгом России во исполнение статьи 1 Федерального закона от 13 июня 2023 г. № 204-ФЗ, который вступает с 1 сентября 2023 года.
Проект постановления предусматривает поэтапное вступление в силу требований о запрете продажи продукции по 4 товарным группам: табачная продукция, молочная продукция, упакованная вода и пиво.
На 1-м этапе с конца 2023 года до марта 2024 года будет осуществляться добровольное подключение розничных магазинов к проверке кодов и информации о товаре, а с 1 марта 2024 г. планируется, что такой режим станет обязательным для первой товарной группы – табачная продукция.
В целях подготовки к реализации указанного механизма с 1 февраля по 1 августа текущего года проводится добровольный эксперимент по исключению возможности продажи отдельных позиций пищевой, табачной и никотинсодержащей продукции.
В ходе эксперимента представители бизнеса осуществляют подготовку к новым требованиям и принимают участие в разработке механизмов блокировки продукции на основании сведений из информационной системы маркировки.
На текущий момент к эксперименту присоединились уже около 10 федеральных сетей и более 30 представителей малой розничной торговли.
Производители кассовой техники прорабатывают в рамках эксперимента необходимые программные решения и интегрируют их в кассовые терминалы, чтобы у всех представителей торговли была возможность работать в новых условиях.