14.12.2022 15:48
Аналитика.
Просмотров всего: 10465; сегодня: 1.

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

ВЦИОМ изучил ценности и приоритеты молодёжи России

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.

Идентичность молодежи.

Молодежь – особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян 14-35 лет сегодня идентифицируют себя как граждане РФ – 83% (- 7 п.п. к 2021 г.). В разных возрастных молодежных группах доминируют разные виды идентичности, среди 14-17-летних – национальная (30%); среди 18-24-летних – 38% идентифицируют себя в первую очередь как «гражданин мира»; религиозная идентичность преобладает у 25-29-летних (36%), в старшей молодежной группе 30-35 лет наряду с религиозной (44%) доминирует и гражданская (42%). На смену доминирующей у 18-24-летних космополитичной идентичности – приходит этническая идентичность 14-17 летних.

История страны и история семьи.

Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи – 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу 18-24 лет – 80%, а о семье - на группу 14-17 лет – 79%. В младшей молодежной группе сохраняется на высоком уровне авторитет старших членов семьи – родителей, бабушек и дедушек, 57% стараются прислушиваться к их мнению и отмечают, что советы родных во многом помогают им. Среди молодежи в целом показатель составляет 44%, треть (32%), напротив, отмечают, что взгляды представителей старших поколений устарели и вряд ли могут помочь с выбором правильных решений (максимум среди 18-24-летних и 30-35-летних – 36% и 35% соответственно). При этом 91% российской молодежи признают важность поддержания теплых отношений со всеми членами семьи (сумма ответов «важно» и «скорее важно»). Максимум отмечен среди старшей молодежной группы 30-35 лет (95%) и молодых людей, проживающих в небольших поселках городского типа и селах (96% vs. 86% среди молодёжи из городов миллионников).

Законы и правила.

Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, - 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только 1-2%. Каждый второй (55%) в зависимости от ситуации готов соблюдать обычаи и традиции, которых придерживается его семья, 19% относятся к этому более серьезно, полагая, что семейные правила обязательны к выполнению в любом случае.

- Обязательность соблюдения религиозных норм выше среди 14-17-летних (26%), хотя они реже других идентифицируют себя по конфессии в первую очередь (8%). Каждый второй среди 18-24-летних (53%) не считает для себя необходимым соблюдать религиозные правила. 

- Чем меньше размер населенного пункта, тем чаще молодежь говорит об обязательности выполнения религиозных норм (среди молодежи городов с численностью менее 100 тыс. чел, ПГТ и сел показатель составил 26%, что в 2,4 раза выше в сравнении с молодежью из городов-миллионников – 11%).

- Безусловным фактором обязательного соблюдения конфессиональных норм является религиозность молодых людей, среди тех, кто считает себя верующим, 38% заявляют о необходимость выполнять такие предписания в любом случае, среди неверующей молодежи показатель ниже в 6 раз – 6%, тогда как 72% в этой группе не считают их для себя обязательными.

Ценностные ориентации и жизненные ориентиры.

В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% - отношения в семье; 95% - материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг – 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус – 72%, творческая самореализация – 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные – участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).

Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе 14-17 лет – 74%.

Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день – это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).

- Высокий уровень благополучия наиболее актуален для 18-24-летних (64%), в этой же группе каждый третий отметил желание приносить пользу обществу и своему народу (34%).

- Жить спокойно, работая и заботясь о своей семье, наиболее важно для старшей молодежи 30-35 лет – 65%.

- В младшей молодежной группе 14-17-летних 20% хотели бы добиться популярности, известности, то есть каждый пятый.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...