Обязательная цифровая маркировка пива и слабоалкогольных напитков начнется с 1 марта 2023 года. Соответствующее постановление №2173 от 30.11.2022 подписано Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Документ устанавливает сроки начала цифровой маркировки для этой товарной группы. Так, с 1 марта 2023 года станет обязательной регистрация участников отрасли в системе маркировки «Честный знак», с 1 апреля 2023 года – маркировка пивной продукции в кегах, с 1 октября 2023 года – в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года – в алюминиевых банках. Правительство приняло решение принять предложенные Минпромторгом России этапы и сроки, которые ранее поддержали пивоварни.
В рамках рабочего совещания заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров обсудил с представителями заинтересованных ФОИВов, бизнес-сообщества и ООО «Оператор-ЦРПТ» широкий круг вопросов, связанных с введением обязательной маркировки пива и слабоалкогольной продукции.
На совещании было отмечено, что в рамках эксперимента была проведена большая работа по подготовке к внедрению маркировки. Имеющийся опыт по введению маркировки в других товарных группах позволяет всегда найти решение возникающих проблем, даже для таких непростых отраслей, как молочная продукция.
Вице-премьер – глава Минпромторга России поручил обеспечить поэтапное внедрение маркировки пива. При этом особое внимание необходимо уделить сокращению затрат участников на оснащение оборудованием и недопущению падения производительности линий.
В этой связи «Оператор-ЦРПТ» принял решение софинансировать малым пивоварам с мощностью до 300 тыс. дал в год 50% всех расходов на оборудование для маркировки.
В числе других мер поддержки отрасли ЦРПТ уже запустил программу трехлетней рассрочки на оборудование – в первый год без платежей, далее оплата будет производиться ежегодно равномерными долями. Это станет существенной поддержкой для отрасли. Кроме этого, ЦРПТ за свой счет создал склад оборудования и расходников для маркировки, на котором хранятся 10 тысяч единиц продукции для всех участников оборота, отгрузки осуществляются в день заказа.
Важно отметить, что введение маркировки не повлияет на цены для потребителей. По расчетам НИФИ Минфина России вклад маркировки в рост себестоимости не превысит 0,43% за шесть лет, то есть близок к нулю. При этом, по расчетам НИФИ Минфина, бюджетный эффект от введения маркировки оценивается более чем в 38,6 млрд руб. в год, а баланс доходов и расходов государства и бизнеса составит 265,1 млрд руб.
Эксперимент по маркировке пива и пивной продукции проводится на территории России с 1 апреля 2021 года по 28 февраля 2023 года. В рамках эксперимента апробируется нанесение кодов на все форм-факторы на линиях с различными скоростями, в том числе - высокоскоростными. Также в ходе эксперимента разработана методика интеграции «Честного знака» и ЕГАИС по принципу «единого окна», которая в настоящее время проходит процедуры межведомственного согласования.
Необходимость введения маркировки пива и слабоалкогольных напитков обусловлена высокой долей нелегального оборота пива и пивных напитков. По подсчетам АНО «ННЦК», в 2021 году она выросла на 9,4 процентных пункта до 16,6% от общего объема производства по сравнению с 2020 годом. В Правительстве России оценивают выпадающие доходы бюджета от безакцизного пива ежегодно до 30 млрд рублей.