К вопросу о реформировании института алиментирования несовершеннолетних: обсуждение общественной инициативы № 21Ф80612. Представлено экспертное мнение об общественной инициативе по реформированию института алиментирования несовершеннолетних. Обозначены дискуссионные вопросы, связанные с совершенствованием механизмов содержания несовершеннолетних детей в семье.
Одним из фундаментальных имущественных прав ребенка является право на его содержания со стороны родителей. Если родители не хотят содержать ребенка добровольно, то существует институт алиментирования несовершеннолетних, механизм которого состоит во взыскании с родителей средств для удовлетворения потребностей ребенка в питании, одежде, отдыхе, лечении и т.п. Концепция алиментных обязательств, установленная Семейным кодексом РФ, требуем реформации в связи с практической ситуацией назначения и выплаты алиментов. В частности, переход родителя на низкооплачиваемую работу, на неофициальный труд, с одной стороны. С другой стороны, высокооплачиваемые родители не хотят платить алименты на своих несовершеннолетних детей, считая, что на эти средства проживает и второй родитель, с которым остаются дети.
На портале РОИ появилась общественная инициатива № 21Ф80612 связанная с предложением разработать законопроект о реформе Семейного кодекса РФ в части алиментных обязательств на несовершеннолетних детей [https://www.roi.ru/80612/]. Инициаторы ставят перед собой четыре задачи. Первая направлена на обеспечение реально нуждающихся в поддержке детей гарантированным оперативным базовым доходом на удовлетворение жизненно необходимых нужд. Вторая требует обеспечить прозрачность и снижение конфликтных ситуаций между родителями в интересах детей. Третья - исключить возможности злоупотребления. Четвертая предполагает упрощение администрирования и гуманизацию правовых отношений граждан с целью восстановления института семьи.
Решение сформулированных задач видится инициаторам в следующем виде: «Родители сами определяют расходы на содержание детей. Если договориться им не удается, то любой из них может обратиться в органы опеки. В этом случае на ребенка открываются специальный счет, на который государство оперативно в кратчайшие сроки перечисляет денежные средства в размере одного прожиточного минимума по региону и делает это регулярно ежемесячно. Так как родители несут равные обязанности по содержанию детей, то они обязаны покрывать эти расходы. Выплачивать каждый 50% расходов по этому счету. Дополнительным соглашением между родителями могут быть установлены дополнительные целевые выплаты на детей. Расходы по этим дополнительным выплатам должны подтверждаться документально через органы опеки. Предусматривается создание информационной системы, в которой опека будет вести учет расходов на детей. Родители смогут иметь доступ к отчетам о своем ребенке. В случае если за родителем копится долг, то будут предусмотрены лимиты и санкции. Например, при отсутствии платежей более нескольких месяцев органы опеки отправляют заявление в суд о принудительном взыскании либо списании».
Инициатива правильная, но имеет ряд дискуссионных вопросов. Первый из них касается довольно большой финансовой нагрузки на бюджет регионов, поскольку стопроцентного покрытия бюджетных расходов региона со стороны родителей не получится. Низкооплачиваемый родитель, с которым остается, ребенок вряд ли сможет, либо захочет выплачивать свою долю. Ему легче вообще отказаться от алиментов со стороны другого родителя.
В отношении высокооплачиваемого родителя, данная инициатива будет выгодной. Такой родитель вместо 25% своего дохода (например, от 300 тысяч рублей) будет платить всего 50% прожиточного минимума по региону. Ни о какой справедливости в этих вопросах говорить не стоит. Данная инициатива, прежде всего, направлена на эффективную защиту интересов детей и родителей.
При такой системе будет страдать низкооплачиваемый родитель, если с ним остается ребенок. Зачем его наказывать? Наоборот, ему надо помогать.
В целом, механизм взыскания алиментов должен быть направлен в сторону уклоняющегося родителя, а не того, с кем остаются дети.
Второй вопрос касается предложения о том, что родители сами определяют расходы на содержание детей. Эта норма уже существует в действующем законодательстве. Речь идет о соглашение родителей на содержание детей. В случае, если договориться родителям не удается, то вопрос будет перенесен не в суд, а в органы опеки и попечительства. Из инициативы остается непонятным, почему размер компенсации в этот фонд касается и того родителя, с которым остается ребенок. Он в любом случае, будет содержать этого ребенка. Компенсация со второго родителя должна быть в размере не ниже одного прожиточного минимума в данном регионе.
Если у родителя нет официального заработка или иных доходов, то каким образом органы опеки и попечительства смогут взыскать с такого родителя эту сумму? Отправление в суд заявления о принудительном взыскании будет затянут на месяцы. Это опять возвращение к существующему механизму взыскания алиментов через суд.
Третье, что следует обсудить, это то, как органы опеки и попечительства смогут выстроить эффективные механизмы финансовых взаимоотношений «родители - регионы-органы опеки и попечительства - суд». По нашему мнению, это под силу, лишь институту уполномоченного по правам ребенка. Но тогда, необходимо расширение полномочий данного института.
В общем, вопрос реформирования института алиментирования несовершеннолетних назрел, общественная инициатива № 21Ф80612 остается актуальной. Но к ней по-прежнему остается ряд серьезных вопросов и для окончательного принятия решений требуется ее дальнейшее осмысление и общественное обсуждение.
Автор: Афанасьева Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ.