Правительство утвердило долгосрочную программу содействия занятости молодёжи до 2030 года. Документ разработан по поручению Президента России.
Создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей – такова главная цель долгосрочной программы содействия занятости молодёжи до 2030 года. Документ утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
В рамках программы планируется разработать дополнительные механизмы содействия занятости молодёжи, сделать так, чтобы современное образование больше отвечало требованиям работодателей, создать условия, которые позволят студентам совмещать обучение с трудовой или предпринимательской деятельностью.
Для решения этих задач программой предусмотрены 32 мероприятия. В их числе – предоставление субсидий работодателям за трудоустройство молодых людей, которым часто бывает сложно найти работу, например инвалидов, совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приёма в колледжи и вузы, чтобы максимально приблизить их к потребностям рынка труда.
Кроме того, программой предусмотрено содействие в переезде молодых людей в регионы, где наблюдается дефицит на рынке труда, организация практического обучения студентов у индивидуальных предпринимателей, а также запуск проекта «Страна мастеров», который даст возможность персонального сопровождения молодёжи в предпринимательстве.
Предполагается, что в рамках реализации программы прямыми мерами поддержки будут ежегодно охвачены до 200 тысяч человек.
В результате всех этих мер уровень безработицы среди молодёжи должен существенно снизиться: к 2024 году доля трудоустроенных выпускников должна достигнуть 85%, а к 2030 году – 92%.
На финансирование мероприятий программы в 2022 году будет направлено более 9,9 млрд рублей.
Распоряжение от 14 декабря 2021 года №3581-р опубликовано на сайте Правительства РФ.
Текст документа:
Правительство Российской Федерации
Распоряжение от 14 декабря 2021 г. № 3581-р, Москва
1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее - Программа).
2. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Минтруд России отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
4. Минтруду России осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 31 марта года, следующего за отчетным периодом.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные долгосрочные программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
6. Минтруду России утвердить до 31 марта 2022 г. показатели реализации Программы по субъектам Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 26 июня 2021 г. № Пр-1096.
II. Положение молодежи на рынке труда
Уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 - 24 года. В 2017 - 2020 годах уровень занятости молодежи в возрасте 15 - 29 лет снизился с 54 процентов до 49,8 процента, а в группе 15 - 24 года с 29,6 до 26,7 процента, что более чем в 2 раза ниже среднероссийского значения - 58,4 процента в 2020 году.
При этом наиболее высок уровень занятости в возрастных группах 30 - 34 года и 25 - 29 лет (в 2017 - 2020 годах он более чем в 1,44 и 1,41 раза соответственно превышал среднероссийский уровень занятости населения). За счет этого уровень занятости в целом в возрастной группе 15 - 34 лет выше среднероссийского уровня занятости населения. Низкие показатели уровня занятости молодежи в возрасте 15 - 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы). При этом значительную часть рабочей силы в молодежном сегменте составляют лица в возрасте 25 - 34 лет. В 2020 году снижение уровня занятости затронуло и эти возрастные группы (минимальные уровни - 4,8 процента в возрастной группе 15 - 19 лет и 48 процентов в возрастной группе 20 - 24 года).
Анализ отраслевой структуры занятости населения, сложившейся за 2017 - 2020 годы, показывает, что молодежь в возрасте 15 - 29 лет преобладает в таких видах экономической деятельности, как деятельность в области информации и связи (29,1 процента всех занятых в этом виде деятельности), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (27,8 процента), деятельность финансовая и страховая (26,7 процента), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (23,6 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (22,7 процента).
В молодежном сегменте рабочей силы доминируют занятые в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (19,9 процента всех занятых в возрасте 15 - 29 лет), обрабатывающих производствах (12,7 процента), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении (8,6 процента).
В 2017 - 2020 годах наблюдалась тенденция снижения доли молодежи среди занятых в неформальном секторе (23,5 процента в 2017 году, 21 процент - в 2019 году и 19,7 процента - в 2020 году). Численность занятых в неформальном секторе среди молодежи сократилась по всем возрастным группам - 15 - 19 лет на 31 тыс. человек, или на 16,7 процента, и 20 - 29 лет на 556 тыс. человек, или на 17,5 процента.
Уровень безработицы молодежи в возрасте 15 - 24 года почти в 3 раза выше среднероссийского уровня безработицы населения, в то время как в возрастной группе 15 - 34 лет он превышает среднероссийский уровень безработицы менее чем в 1,5 раза. В 2020 году уровень безработицы среди молодежи достиг 8,6 процента, а в возрастной группе 15 - 24 года - 17,3 процента по отношению к среднероссийскому уровню 5,8 процента.
Традиционно наиболее высокий уровень безработицы был характерен для молодежной группы 15 - 19 лет. Если до 2019 года он непрерывно снижался (с 28,4 процента - в 2017 году до 24,7 процента - в 2019 году), то в 2020 году увеличился до 27,2 процента. Заметно вырос и уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20 - 24 лет (с 14,4 до 16,2 процента). Распространение новой коронавирусной инфекции повлияло на уровень безработицы и возрастных группах 25 -29 лет (рост с 5,6 до 7,4 процента), 30 - 34 года (рост с 4,4 процента до 6 процентов).
В 2021 году на фоне реализации активных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения, однако уровень безработицы в группе молодежи 15 - 19 лет продолжил расти и составил 27,5 процента, в возрастных группах 25 - 29 лет и 30 - 34 года сохраняется пока выше значений указанного показателя 2019 года.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;
относительно высокий по экспертным оценкам уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью за счет развития публичных и аналитических сервисов на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России"), посвященных различным аспектам рынка труда, развитию промышленного туризма с целью ознакомления с профессиями и предприятиями и обеспечения межведомственной координации органами службы занятости профориентационных мероприятий в субъектах Российской Федерации;
обеспечение соответствия получаемого образования молодыми людьми профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи в первую очередь предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики за счет цифровизации процессов ее прохождения между работодателем, студентом и образовательной организацией на портале "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения на базе индивидуальных предпринимателей;
создание условий для профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности. В рамках этой задачи будут подготовлены предложения по расширению возможностей совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности, а также по пересмотру профессионально-квалификационных требований в целях более раннего выхода на рынок труда молодежи. Кроме того, запланированы мероприятия, направленные на развитие и поддержку предпринимательской инициативы молодежи, в частности проект "Страна мастеров", который будет давать возможность персонального сопровождения молодежи в предпринимательстве;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также предусматриваются мероприятия по совершенствованию деятельности центров карьеры (содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций, содействие в переезде молодых граждан из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные.
Кроме того, запланированы пилотная апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, а также обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства (занятости) органами службы занятости.
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
развитие отдельных подсистем портала "Работа в России" в целях совершенствования профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях расширения возможности для занятости молодежи;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации мероприятий Программы.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении № 1.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении № 2.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение № 1 к Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года
План мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года (см. ниже в изображениях)
Приложение № 2 к Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 года
Целевые показатели реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года1
| Наименование показателя | Единица измерения | | Значение показателя | | |
| | | 2020 год | 2024 год | 2027 год | 2030 год |
1. | Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников таких образовательных организаций, за исключением указанных выпускников, призванных на военную службу, продолживших получение образования, осуществляющих уход за ребенком | процентов | 572 | 85 | 87 | 92 |
2. | Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет | процентов | 10,73 | 8,5 | 6,5 | 5 |
3. | Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет | процентов | 17,33 | 11 | 9,5 | 8 |
4. | Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан такого возраста | процентов | 5,94 | 15 | 23 | 35 |
1 Методики расчета показателей будут утверждены отдельно по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2 Доля трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в общей численности выпускников данных образовательных организаций, по данным подсистемы единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
3 Данные по итогам выборочного обследования рабочей силы.
4 Доля несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, временно трудоустроенных в свободное от учебы время органами службы занятости населения, в общей численности несовершеннолетних граждан этого возраста.