Правительство утвердило правила субсидирования отрасли виноградарства в рамках федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Принятое решение откроет доступ к господдержке большему числу аграриев, занятых выращиванием винограда, послужит стимулом для внедрения инновационных технологий в этом секторе АПК, будет способствовать увеличению площади виноградников и уменьшению доли импортных виноматериалов в России.
Акцент в правилах сделан на поддержке как молодых (возрастом до четырёх лет включительно), так и уже плодоносящих виноградников.
Средства можно будет получить в том числе на приобретение посадочного материала для закладки виноградных насаждений, на мелиорационные мероприятия, включая установку систем орошения, на создание инфраструктуры, например селекционно-питомниководческих центров, а также на внедрение биологических и экологических технологий, исключающих использование вредных химических веществ.
Субсидии по утверждённым правилам будут предоставляться с 2022 года в рамках федерального проекта «Стимулирование развития виноградарства и виноделия». Одна из его целей – увеличение площади виноградников на 35% к 2030 году. Для этого планируется ежегодно выделять около 2,4 млрд рублей господдержки.
Постановление от 4 декабря 2021 года №2196 опубликовано на сайте Правительства РФ.
Текст документа:
Правительство Российской Федерации
Постановление от 4 декабря 2021 г. № 2196, Москва
Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. № 2196
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию федерального проекта "Стимулирование развития виноградарства и виноделия" (далее соответственно - федеральный проект, субсидия).
2. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на направления, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"виноградный питомник" - маточник подвойных и (или) привойных лоз винограда, заложенный и возделываемый на землях сельскохозяйственного назначения по специальной технологии в целях получения чистосортных, высококачественных черенков, используемых для выращивания саженцев отечественного винограда. Совокупность мероприятий, необходимых для создания виноградного питомника, содержится в разделе 2.3 "Питомниководство" ГОСТ Р 52681-2006 "Национальный стандарт Российской Федерации. Виноградарство. Термины и определения";
"мелиорационные мероприятия (мелиоративные мероприятия)" - мелиоративные мероприятия, которые включают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;
"плановые показатели развития виноградарства и виноделия" - производственные и экономические показатели, предусмотренные федеральным проектом, - площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте у получателей средств, площадь закладки виноградных насаждений у получателей средств, производство посадочного материала виноградных растений у получателей средств, валовой сбор винограда у получателей средств, производство российских вин защищенных наименований;
"получатели средств" - субъекты виноградарства и виноделия, за исключением личных подсобных хозяйств;
"средства" - средства бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;
"субъекты виноградарства и виноделия" - виноградарские хозяйства и винодельческие хозяйства, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство продукции виноградарства и (или) продукции виноделия, первичную и последующую (промышленную) переработку этой продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Средства предоставляются на финансовое обеспечение (возмещение) части следующих затрат получателей средств, произведенных ими за текущий финансовый год, а также за предшествующий финансовый год:
а) на молодые виноградники возрастом до 4 лет включительно по следующим направлениям:
на приобретение получателями средств посадочного материала виноградных растений для закладки виноградных насаждений, их посадку;
на обеспечение закладки виноградников - уходные работы в течение 4 лет с даты высадки виноградных насаждений, приобретение и установку шпалер, противоградной сетки, осуществление мелиорационных мероприятий, в том числе установку систем ирригации и орошения;
на организацию виноградных питомников, производящих посадочный материал виноградных растений, отвечающий требованиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для каждой виноградо-винодельческой зоны, каждого виноградо-винодельческого района и каждого виноградо-винодельческого терруара;
на создание инфраструктуры, включая селекционно-питомниководческие центры, за исключением создания объектов капитального строительства, с участием научных организаций, для производства посадочного материала виноградных растений высших категорий качества, обеспечения виноградных насаждений транспортной доступностью, водными ресурсами для организации систем орошения, проведения мелиорационных мероприятий (мелиоративных мероприятий) и рекультивации виноградников;
на применение удобрений и использование биологических и экологических технологий и методов возделывания виноградных насаждений, исключающих использование химических средств и иных веществ, оказывающих негативное воздействие на жизнь и здоровье человека и окружающую среду, в соответствии с государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который размещается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на приобретение и обновление основных средств и оборудования, используемого для производства продукции виноградарства и винодельческой продукции, а также на развитие промышленного производства основных технологических средств и оборудования, используемого для производства продукции виноградарства и винодельческой продукции;
б) на виноградники в плодоносящем возрасте по следующим направлениям:
на обеспечение ухода за виноградниками, включая приобретение и установку шпалер, противоградной сетки, осуществление мелиорационных мероприятий, в том числе установку систем ирригации и орошения, раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников и рекультивацию раскорчеванных площадей;
на организацию виноградных питомников, производящих посадочный материал виноградных растений, отвечающий требованиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для каждой виноградо-винодельческой зоны, каждого виноградо-винодельческого района и каждого виноградо-винодельческого терруара;
на создание инфраструктуры, включая селекционно-питомниководческие центры, за исключением создания объектов капитального строительства, с участием научных организаций, для производства посадочного материала виноградных растений высших категорий качества, обеспечения виноградных насаждений транспортной доступностью, водными ресурсами для организации систем орошения, проведения мелиорационных мероприятий (мелиоративных мероприятий) и рекультивации виноградников;
на применение удобрений и использование биологических и экологических технологий и методов возделывания виноградных насаждений, исключающих использование химических средств и иных веществ, оказывающих негативное воздействие на жизнь и здоровье человека и окружающую среду, в соответствии с государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, который размещается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на приобретение и обновление основных средств и оборудования, используемого для производства продукции виноградарства и винодельческой продукции, а также на развитие промышленного производства основных технологических средств и оборудования, используемого для производства продукции виноградарства и винодельческой продукции.
4. Не допускается возмещение получателям средств затрат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на те же цели в соответствии с иными нормативными правовыми актами, предусматривающими предоставление и распределение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат получателей средств на оборудование для сельского хозяйства осуществляется с учетом условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренных частью 4 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также при наличии заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № 1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
Перечень уходных работ за виноградниками, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
5. По направлениям, указанным в пункте 3 настоящих Правил, средства предоставляются по ставкам для получателей средств. Ставки определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно.
При определении ставок устанавливается повышающий коэффициент на 1 гектар площади закладки виноградных насаждений, включая виноградные питомники:
для виноградных насаждений с плотностью посадки свыше 2222 растений на 1 гектар - не менее 1,4;
для виноградных насаждений с плотностью посадки свыше 3333 растений на 1 гектар - не менее 1,7;
для виноградных питомников - не менее 2.
При определении ставок устанавливается повышающий коэффициент на 1 гектар площади виноградных насаждений, включая виноградные питомники, для виноградных насаждений, в отношении которых получателями средств осуществляется страхование рисков при утрате (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и (или) утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, - 1,15.
6. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, и наличие порядка определения размера указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования субсидий).
7. В случае отсутствия в текущем финансовом году у субъектов Российской Федерации потребности в бюджетных ассигнованиях на реализацию направлений, указанных в пункте 3 настоящих Правил, высвобождающиеся бюджетные ассигнования перераспределяются между субъектами Российской Федерации, имеющими право на получение субсидий на направления, указанные в пункте 3 настоящих Правил, пропорционально удельному весу дополнительной потребности субъекта Российской Федерации в субсидии в общем объеме дополнительной потребности субъектов Российской Федерации в субсидиях.
В случае выделения в текущем финансовом году из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с настоящими Правилами их распределение осуществляется между субъектами Российской Федерации, имеющими дополнительную потребность в субсидиях, пропорционально удельному весу дополнительной потребности субъекта Российской Федерации в субсидии в общем объеме дополнительной потребности субъектов Российской Федерации в субсидиях сверх размеров субсидии, рассчитанных в соответствии с настоящими Правилами, с установлением результатов их использования.
Информация о дополнительной потребности в субсидиях формируется на основании письменных обращений высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Объем предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии не может быть больше заявленной субъектом Российской Федерации дополнительной потребности в субсидии.
8. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии является факт реализации федерального проекта на территории субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
9. Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется реализация федерального проекта, в соответствующем финансовом году (Wi), определяется по формуле:
Wi = W × ai,
где:
W - объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год;
ai - доля i-го субъекта Российской Федерации в плановых показателях развития виноградарства и виноделия.
11. Доля i-го субъекта Российской Федерации в плановых показателях развития виноградарства и виноделия (ai) определяется по формуле (формулу см. ниже в изображениях на стр. 8 в начале текста):
где:
DSpli - доля плановой площади виноградных насаждений, вступивших в период товарного плодоношения, в i-м субъекте Российской Федерации на соответствующий финансовый год в общей плановой площади виноградных насаждений, вступивших в период товарного плодоношения, на соответствующий финансовый год, определяемая по формуле (формулу см. ниже в изображениях на стр. 8 в середине текста):
где:
ki - коэффициент увеличения показателя i-го субъекта Российской Федерации. Для Республики Крым и г. Севастополя значение коэффициента равно 1,5, для других субъектов Российской Федерации - 1;
PSpli - плановые показатели на соответствующий финансовый год по размеру площадей виноградных насаждений, вступивших в период товарного плодоношения, у получателей средств, в i-м субъекте Российской Федерации на основании данных субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год, представленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
DSzi - доля плановой площади закладки виноградных насаждений на соответствующий финансовый год в i-м субъекте Российской Федерации в общей плановой площади закладки виноградных насаждений на соответствующий финансовый год, определяемая по формуле (формулу см. ниже в изображениях на стр. 8 в конце текста):
где PSzi - плановые показатели на соответствующий финансовый год по размеру площадей закладки виноградных насаждений у получателей средств в i-м субъекте Российской Федерации на основании данных субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год, представленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
n - количество субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляется реализация федерального проекта на соответствующий финансовый год;
Yi - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год (процентов), определяемый в соответствии с пунктом 13 Правил формирования субсидий.
12. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
13. Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:
а) выписка из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации), подтверждающая наличие утвержденных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение указанных в пункте 3 настоящих Правил расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия, - не позднее 30 дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии;
б) документ, содержащий информацию об использовании средств, источником софинансирования которых является субсидия, с приложением перечня получателей средств по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) отчет о финансово-экономическом состоянии получателей средств по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
г) отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, подготавливаемый (формируемый) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", - в порядке и сроки, которые установлены соглашением о предоставлении субсидии.
14. Результатом использования субсидии являются:
а) площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте у получателей средств (тыс. гектаров);
б) площадь закладки виноградников у получателей средств (тыс. гектаров).
15. Оценка эффективности использования субсидий по результатам, предусмотренным пунктом 14 настоящих Правил, осуществляется на основании сведений, представленных субъектами виноградарства и виноделия в уполномоченный орган.
Оценка эффективности использования субсидий по результатам, предусмотренным пунктом 14 настоящих Правил, осуществляется на основании отчета об эффективности использования субсидии, представляемого уполномоченным органом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
16. Эффективность использования субсидии оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании интегральной оценки достижения значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
17. В случае если при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период субъектом Российской Федерации до 10 августа текущего финансового года представлено в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение, содержащее информацию об отсутствии частичной или полной потребности в субсидии, бюджетные ассигнования на предоставление субсидии такому субъекту Российской Федерации распределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
18. Возврат субъектами Российской Федерации средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в части, касающейся достижения значений результатов использования субсидии, включая порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата и основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение указанных обязательств, осуществляется в соответствии с пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования субсидий.
19. Ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений возлагается на уполномоченный орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
20. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.