Федеральная служба судебных приставов России с 2017 года ведет государственный реестр юридических лиц, которые осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также контролирует работу коллекторских агентств.
09 сентября 2021 года ведущий специалист-эксперта отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области Ирина Долгий рассказала корреспонденту телеканала «Солнце ТВ» о том, как действовать гражданам в случае незаконных действий коллекторов.
Необходимо понимать, что закон не освобождает должника от исполнения обязательств, однако предусматривает ограничения, условия и порядок названной деятельности. Кредиторы и лица, действующие от их имени, вправе контактировать с должником посредством проведения личных встреч, телефонных переговоров, отправки сообщений. При этом, личные встречи проводятся не чаще 1 раза в неделю с 8 часов утра до 22 часов вечера в будние дни и 09 часов утра до 08 часов вечера в выходные и праздничные дни. Телефонные звонки допускаются в указанное время не чаще 1 раза в сутки, 2-х раз в неделю и не чаще 8 раз в месяц.
При любых контактах запрещено применять к должнику и иным лицам физическую силу, угрозы, в том числе оказывать психологическое воздействие. В случае нарушения указанными лицами прав и законных интересов, граждане вправе обратиться в УФССП России по Сахалинской области с соответствующей жалобой. В целях установления состава правонарушения рекомендуем гражданам приложить к обращению все имеющиеся доказательства.
При общении в телефонном режиме, обязательно уточните должность, ФИО, контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. Если кредитор применяет неправомерные методы воздействия, записывайте беседу с помощью диктофона, камеры мобильного телефона и с помощью других средств аудио- и видеофиксации. Если кредитор или коллектор угрожают вашей жизни и здоровью, а также грубо разговаривают, стоит напомнить им о своем праве обратиться в правоохранительные органы. Если вам звонят слишком часто или в ночное время, то отвечайте на звонки и фиксируйте точное время и дату звонка, закажите у оператора связи детализацию звонков и сообщений с указанием телефонного номера абонента. Если кредитор является кредитной, либо микрофинансовой организацией, то можно обратиться в территориальный орган Центрального банка РФ; если права нарушены кредитором, который не является кредитной организацией, а относится к реестровым или нелегальным коллекторам, то необходимо обратиться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области.