18 мая на Петербургском международном юридическом форуме прошла дискуссионная сессия «Как написать хороший закон?», организованная компанией «Гарант».
В начале дискуссии ее модератор Владимир Исаков, д. ю. н., профессор-исследователь, заведующий кафедрой теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ, представил аудитории всех участников.
В своем выступлении Ирина Алебастрова, д. ю. н, заведующая кафедрой Всероссийского государственного университета юстиции, подняла вопросы экспертного обеспечения законотворческого процесса как фактора его демократизации и профессионализации, указала на недостатки современного состояния законодательства в России, выделила основные дефекты организации современной экспертизы правотворчества в нашей стране, отметила, что именно целесообразно предпринять для повышения эффективности экспертного сопровождения законопроектной работы.
Михаил Краснов, д. ю. н., профессор-исследователь, заведующий кафедрой конституционного права НИУ ВШЭ, назвал представительный характер законодательного органа важнейшим фактором качества законов и подробно остановился на причинах нестабильности законодательства.
Даниил Цыганков, к. э. н., доцент Департамента политики и управления НИУ ВШЭ, рассказал о рисках ре-регулирования и обходе процедур повышения качества нормотворчества. 1 января 2021 г. в России завершилась реформа, названная «регуляторная гильотина». Что за этим последует и смогут ли реформаторы защититься от неизбежных попыток ре-регулирования, покажут ближайшие полгода.
Как измерить стабильность законодательства? Какие факторы оказывают на неё влияние? На эти и другие вопросы ответила Наталья Ткаченко, руководитель производственного управления компании «Гарант». В своем докладе она привела статистику ежегодно принимаемых федеральных законов: «Так, в 2020 году было принято 552 федеральных закона, включая федеральные конституционные законы и закон о поправке к Конституции. 2020 год был третьим по количеству принятых законов, уступив только 2014 и 2018 годам, когда было принято 559 и 575 федеральных законов».
Темпы изменения законодательства были показаны на примере кодифицирующих актов. Наталья Ткаченко наглядно продемонстрировала динамику периодов стабильности кодексов, где лидерами по количеству изменений стали КоАП РФ и Налоговый кодекс РФ. Во время выступления она раскрыла причины и последствия нестабильности законодательства и предложила пути совершенствования законотворчества.
В завершении яркой и запоминающейся дискуссии Владимир Исаков отметил, что для поддержания законодательства в рабочем состоянии необходимо параллельно с процессом законотворчества расчищать законодательство от устаревших нормативных актов и проводить непрерывную кодификацию.