На площадке радиостанции "Комсомольская правда" 16 марта состоялась очередная «Деловая пятница», посвященная актуальной теме «И снова о лекарственном регулировании — есть ли жизнь после?»
Фармацевтический рынок оказался одной из отраслей, которая в наибольшей степени прочувствовала турбулентность 2020 года. Аптекари вместе с врачами оказались на передовой линии, пережили ажиотажный спрос на лекарства и их дефицит, связанный с некоторыми не вовремя принятыми регуляторными нововведениями.
И сегодня фармацевтическая отрасль переживает возросшую активность регуляторов и законотворческих инициатив.
В идеале государственное регулирование в современной рыночной экономике должно быть минимальным.
Исходя из практики участия государства в экономике, действительно ли оно помогает в регулировании сложных рыночных механизмов?
Об этом и о других важных моментах нынешней реальности в области лекарственного регулирования, фармацевтической деятельности в целом, функционирования аптечных сетей говорили на мероприятии приглашенные эксперты.
- Сергей Натаров, депутат государственной Думы РФ;
- Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских Фармацевтических Производителей (АРФП);
- Александр Ли, председатель правления Ассоциации государственных аптечных сетей (АГАС);
- Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС, к.ф.н., Российская ассоциация аптечный сетей;
- Евгений Нифантьев, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности;
- Александр Филиппов, генеральный директор ООО Ригла (Аптечная сеть Ригла).
«Деловую пятницу» провела журналист Радиостанции «Комсомольская правда» Мария Баченина, модерировала мероприятие Виктория Преснякова, к.ф.н., директор СРО Ассоциации независимых аптек, Глава Альянса фармацевтических ассоциаций.
Виктория Преснякова начала профессиональный разговор, очертив актуальную ситуацию.
«Сейчас огромное внимание регуляторов приковано к фармацевтической сфере. Одна законодательная инициатива следует за другой.
Госдума 10 февраля приняла в первом чтении законопроект о регулировании аптечных сетей. Фармацевтическое сообщество не было привлечено к обсуждению вносимых изменений.
А между тем, фармацевтическая отрасль является одной из наиболее зарегулируемых сфер экономики.
С 2010 года в Российской Федерации работает механизм сдерживания цен на жизненно важные лекарственные препараты. Разработанный механизм прекрасно справляется с задачей обеспечения доступности лекарств для граждан.
Принятый законопроект о регулировании аптечных сетей, как и в случае с маркировкой, может привести к исчезновению аптек и дефициту лекарств.
Рынок наблюдает множество пробелов, нестыковок, недоработок, не дающих возможности участникам оборота лекарств применять действующие регуляторные рычаги без ущерба для бизнес-процессов.
В обсуждаемом законопроекте государство также предлагает ограничить монополизацию на аптечном рынке. В любом населенном пункте только 20% аптек могут принадлежать одному владельцу. По итогам 2020 года топ-100 аптечных сетей России владеют 64% рынка. Где же монополизация?
Планируется сократить и отсрочку платежа, снизить маркетинговые выплаты аптекам до 5%. На сегодняшний день именно такие выплаты позволяют аптекам сдерживать рост цен на лекарства в регионах.
СРО Ассоциация независимых аптек от лица Альянса фармацевтических ассоциаций обратилась к депутатам с целым рядом предложений по регулированию фармацевтической отрасли в рамках законопроекта, подготовленного ГД и продолжают ожидать конструктивного обсуждения законопроекта со специалистами фармотрасли.
Однако остается вопрос: возможно ли эффективное регулирование фармацевтической отрасли извне? Оправдано ли применение стандартных способов регулирования фармотрасли? Не навредит ли это процессу реализации лекарственного обеспечения граждан страны и не приведёт ли к росту цен и дефициту препаратов низшего ценового сегмента.
Сергей Натаров отметил, что на данный момент существует некое рассогласование в понимании сути сложившейся ситуации, разобщенность между специалистами и властью. Решать проблемы вместе с бизнес-сообществом за столом переговоров – это самое правильное решение.
По мнению Сергея Натарова, фармацевтическая отрасль оказалась адаптивной в условиях пандемии и во многом приняла на себя ее вызовы. При этом, стала очевидна нехватка фармкадров в отрасли, а с учетом амбициозных целей государства по развитию фармацевтической промышленности особенно острым является проблема отсутствия достаточного количества фармтехнологов и фарманалитиков.
Сергей Натаров выразил готовность со стороны Комитета ГД оказать содействие в решении кадровых вопросов отрасли совместно с ведущими экспертами, привлекая, при этом, не только Национальную фармацевтическую палату, но и Альянс фармацевтических ассоциаций.
Александр Ли продолжил обсуждение и представил свое видение положения вещей.
«Учитывая географию нашей страны с большим количеством "глухих" населенных пунктов, где отсутствуют аптечные сети, потребность в передвижных аптечных пунктах крайне велика. Ключевым моментом в данном законопроекте является определение их точной локализации: в труднодоступных и малонаселенных территориях. Из этого следует, что их установка в прочих разных местах запрещена, и это исключает возможность их использования в целях недобросовестной конкуренции. И это безусловный плюс.
Одной из проблем современного законотворчества, по мнению спикера, это недостаточная проработка проблемного поля. В качестве примера можно представить прошедший первое чтение закон о возрождении производственных аптек. Важность этого законопроекта очевидна - открытие производственных аптек откроет новую терапевтическую нишу для граждан - это и препараты без консервантов, дозированные строго для данного пациента, и изготовление высокотехнологичных лекарств. Но условия реализации этого закона (определение потребности в данной продукции, изменение нормативной базы, внедрение новых технологий и пр.) абсолютно не согласованы с фармацевтическим сообществом и совершенно определенно, что в таком виде он не будет реализован на практике».
Виктор Дмитриев: «Ситуация по сравнению с ноябрем прошлого года, когда в аптеках случился коллапс, изменилась в лучшую сторону. Тогда это произошло с введением системы маркировки, которая давала существенные сбои. Даже при наличии продукции мы не могли ее продвинуть по товаропроводящей цепочке. Сейчас многое сделано, чтобы это положение вещей поправить, в частности, многое сделано операторами и самими участниками рынка. Но абсолютно бесперебойного снабжения аптек лекарствами мы пока не достигли.
Поправки в закон в первую очередь коснутся аптечных сетей. Мы не сторонники изменений без согласования с действующими участниками рынка. Ко всем нововведениям нужно относиться осторожно. Нельзя топорным методом регулировать цены. В таком случае можно потерять многие препараты, ставшие нерентабельными, но не переставшими быть очень важными. В итоге последних нововведений, связанных с маркировкой, с рынка ушли жизненно важные препараты-монополисты, которые нечем заменить.
Сегодня аптека – торговое и социальное учреждение – имеющее массу ограничений и налогов. Производственные аптеки надо бы освободить хотя бы от части налогового бремени. Это позволит им вздохнуть.»
Однако, напомнил выступающий, передвижные аптеки, как показывает практика, это первоисточник фальсификата в больших городах. Передвижные пункты могут быть использованы только в труднодоступных районах, считает Виктор Дмитриев. Кроме того, сейчас наблюдается излишнее регулирование аптечного рынка. При этом нет единого центра управления фармацевтической отрасли.
«Но без регуляторики тоже нельзя, однако она должна быть обоснованной, - убежден спикер. - Регуляторов становится не меньше, а больше. Поэтому я за единый орган. И если все нынешние пять регуляторов привести к единому знаменателю, это было бы правильно. Такой «многоглавости», как сейчас, не встречал нигде…»
Евгений Нифантьев обозначил все болевые точки, которые переживает фармацевтическая отрасль и выразил категорическое несогласие с предлагаемой в таком виде инициативой.
- Как представитель общественности, я бы хотел, чтобы все законопроекты, включая законопроекты Государственной Думы, проходили обсуждение, - заявил Евгений Нифантьев. - В данном случае этот проект не обсуждался. И специалисты, увидев первый текст, просто засмеяли эту разработку. Правительство не было согласно с законопроектом и однозначно высказалось, что он требует очень серьезной доработки.
Проект не выгоден и отечественному производителю, и аптекам, и дистрибьютерам, и населению. Предлагаемые ограничения стопроцентно приведут лишь к росту цен на лекарственные препараты.
Резюме выступающего: «Необходим диалог власти с профессиональной общественностью».
Нелли Игнатьева вторила предыдущему оратору:
- Как провизора, меня не может оставить равнодушной – отсутствие конструктивного диалога с органами законодательной власти. Фармацию регулярно исключают из обсуждения наиважнейших проблем здравоохранения, а она является неотъемлемой ее частью.
Аптечных производств стало так мало, что мы не можем изготавливать продукцию даже для паллиативных пациентов.
Маркетинговое ограничение 5% - однозначно приведет к росту цен.
Мы считаем необходимым обсудить отсрочку платежей. Если предлагаемый в законопроекте вариант будет принят, то в аптеках многих лекарств не будет, а на оставшийся ассортимент вырастут цены, что безусловно плохо отразится на пациентах.
Очевидно, что законопроект несвоевременен. Мы сейчас переживаем внедрение маркировки – это важно и нужно. И новые изменения на данный момент, тем более в таком сыром формате, рынок не перенесет.
Александр Филиппов высказался сразу и однозначно еще фактически до начала дискуссии: «Не кажется ли вам, что мы торопимся принять этот закон?»
Эксперт пояснил свое мнение. Александр Филиппов считает, что бизнес в России еще во многом воспринимается как средство наживы и обогащения. Однако сегодня аптечный бизнес – это прежде всего созидающая сила. Он платит налоги и подконтролен соответствующим органам. Производителям невыгоден новый законопроект. «Предлагаемая инициатива, мне кажется, несвоевременной и неправильной. Она может привести к очень серьезным негативным последствиям, которые выше уже были озвучены. Каждое из предложений является для бизнеса радикальным. Нельзя на одном организме делать сразу нескольких полостных операций, да еще и на мозге. Ситуация требует тонкого и просчитанного подхода. Мы готовы к конструктивному взаимодействию с властью на благо всеобщего здоровья. Важно быть услышанными депутатами и регуляторами. Важно выработать совместные действия. А сейчас нужно приостановить данную инициативу», - подытожил выступающий.