Крупные ритейлеры говорят о росте спроса на квадрокоптеры, который наметился в конце 2020 года. Это связано не только с активным применением беспилотников в коммерческих целях — логистике, киносъемке, сельском хозяйстве, строительстве, видеомониторинге, но и с корректировками в законодательстве. Ровно год назад правительство внесло изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства, разрешив запускать дроны массой до 30 кг без согласования на высоте до 150 метров в светлое время суток.
Такие правила расширили возможности использования любительских дронов, но поставили вопрос о защите воздушного пространства от беспилотников, говорит заместитель генерального директора компании УГМК-Телеком Евгений Рыбаков. По его словам, наряду с полезным функционалом дронов, есть риск несанкционированного использования квадракоптеров. Эксперт компании рассказывает, какой ответ готовит рынок систем безопасности.
«С развитием техники дронам нашлось применение во многих отраслях — они выполняют функции такси, доставки, например, могут оперативно переносить медицинское оборудование и лекарства, используются для геодезии и картографии. Однако есть и обратная сторона прогресса — дроны могут быть опасны для промышленных предприятий, частной собственности и объектов повышенного уровня ответственности. Беспилотники способны проникать на охраняемые участки, занимаясь шпионской деятельностью, или доставлять на территорию зданий предметы, которые могут нанести угрозу здоровью и жизни людей», — рассуждает Евгений Рыбаков.
Такие несанкционированные дроны, по мнению эксперта, могут создать угрозу безопасному проведению массовых мероприятий, работе аэропортов, крупных производств и бизнеса.
«Представьте, беспилотник зависает напротив офиса Москва Сити и при помощи установленного на нем оборудования считывает информацию с компьютеров или прослушивает, о чем идет речь на закрытом совещании директоров. Наряду с популяризацией дронов, остро встает вопрос о защите воздушного пространства. На рынке уже начинает появляться и тестироваться оборудование, способное обнаружить и обезвредить беспилотники», — рассказывает Евгений Рыбаков.
Такого рода оборудование вычисляет приблизившийся к объекту или территории дрон по радиоканалу. Охват может достигать 3-4 километров. Как только дрон обнаружен, система начинает определять по радиосигналам местоположение оператора, управляющего беспилотником.
Далее в работу включаются видеокамеры, которые позволяют определить, что из себя представляет дрон и кому он принадлежит — компании или частному лицу. Уже сегодня ведется разговор о необходимости нанесения на квадрокоптеры опознавательных знаков, чтобы понимать, какую функцию несет беспилотник.
После того, как система безопасности изучила дрон, по нему принимается решение. Если беспилотник представляет угрозу — можно создать щит, накрыв его радиомагнитным излучением. После потери управления беспилотник может быть возвращен к своему командному пункту специальным сигналом или же просто упадет и разобьется.
«Это достаточно сложное в плане монтажа и дорогостоящее оборудование, однако, развитие технологий неминуемо ведет нас к развитию систем безопасности, и многие компании уже присматриваются к поставке подобного рода защиты», — резюмирует Евгений Рыбаков.