Могут ли сотрудники ГИБДД выписать штраф за езду на мотоблоке без водительского удостоверения? Нужно ли регистрировать мотоблок в соответствующих органах? В какой правовой документации содержится необходимая информация?
Нормативно-правовая база.
Различные аспекты самоходных машин и транспортных средств регулируются следующими актами:
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2019 г. N 25 "О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (далее – Решение Коллегии ЕЭК).
Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 (далее – Правила допуска).
Инструкция о порядке их применения, утв. Приказом Минсельхозпрода России от 29 ноября 1999 г. N 807 (далее – Инструкция).
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утв. Минсельхозпродом России 16.01.1995, ред. от 26.06.2014 (далее – Правила регистрации).
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Мотоблок: самоходная машина или транспортное средство?
Под этот термин «самоходная машина» попадают: тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом двигателя внутреннего сгорания (далее – ДВС) объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт, за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час (п. 2 Правил допуска).
Разъяснения о том, что можно отнести к понятию «транспортное средство», изложены в Постановлении Пленума Верховного суда от 05. 06. 2019г.:
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом ДВС более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час;
- подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час;
- подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
- трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
- транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
Нужны ли права на мотоблок, мотоблок с прицепом? Выводы.
Мотоблоки и прицепы к ним являются прямым исключением из перечня самоходных машин, для управления которыми необходимо получать удостоверение машиниста-тракториста в соответствии с п. 3 Правил допуска. Они также не относятся к транспортным средствам, подлежащим обязательной регистрации в органах Гостехнадзора (п. 1.4 Правил регистрации).
В таком случае, если мотоблоки и прицепы к ним не подлежат государственной регистрации, не относятся к самоходным машинам и управление ими не требует специального права, то лица, управляющие мотоблоками, не являются административными правонарушителями дорожного движения.
Позиция ГИБДД и судебная практика.
ГИБДД придерживается своей точки зрения по данному вопросу. Инспекция ссылается на Решение Коллегии ЕЭК. Согласно этому документу мотоблоки и мотокультиваторы классифицируются как «тракторы одноосные» - тракторы, управляемые рядом идущим водителем (8701 10 000 0). На основании этого ГИБДД рассматривает управление мотоблоком (мотокультиватором) по дорогам общего пользования, опираясь на статьи гл. 12 КоАП РФ. Значит ли это, что инспекторы могут привлечь к ответственности за управление без соответствующего водительского удостоверения (удостоверения тракториста-машиниста) по ст. 12.7 КоАП РФ или по п.3 ст. 12.8 КоАП РФ?
Обратимся к судебной практике. Суды по-прежнему не склонны рассматривать мотоблоки как транспортные средства, ссылаясь на уже знакомые нам Правила допуска и Инструкцию. Тем не менее, среди судебных решений, вступивших в законную силу после 12.02.2019, имеются как отрицающие, так и подтверждающие возможность применения упомянутой классификации мотоблоков к главе 12 КоАП!
Пример. Решение Каратузского районного суда по делу №12-12/2019 от 22.07.2019г. и Решение Краснотуранского районного суда по делу №12-11/2019 от 26.08.2019. Эти два акта примечательны тем, что они дают правовую оценку применимости решения Комиссии ЕЭК. В первом случае суд пришел к выводу о том, что «указанный нормативный акт относит мотоблок (мотокультиватор) к категории одноосных тракторов в целях установления таможенных пошлин, а не в целях определения его в качестве транспортного средства, применительно к законодательству Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Во втором случае ссылки на него было достаточно для отнесения мотоблока к категории транспортных средств.
Между тем, что подавляющее большинство решений районных судов все же не признают мотоблок транспортным средством и не признают необходимость получения для управления ими удостоверения тракториста (решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан по делу №12-554/2019 от 07.10.2019г.; решение Алапаевского городского суда Свердловской области по делу №12-153/2019; решение Каратузского районного суда Краснодарского края по делу №12-17/2019 от 21.08.2019г.).