Президент Российской Федерации направил в Госдуму проект № 960545-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся.
Законопроект включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на 23.06.2020.
Текст документа:
Вносится Президентом Российской Федерации
Проект 960545-7
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 18, ст. 2625; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2018, № 32, ст. 5110; 2019, № 30, ст. 4134; № 49, ст. 6962) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде;";
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;";
В) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;";
2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:
"91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.";
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
"Статья 121. Общие требования к организации воспитания
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного план воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в пункте 1 части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.";
4) часть 3 статьи 30 после слов "образовательной организации," дополнить словами "включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы; ".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 сентября 2021 года.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся, осваивающих образовательные программы, об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (далее - законопроект) подготовлен в целях определения системы организации воспитательной работы в сфере образования.
В соответствии со статьей 671 Конституции Российской Федерации, вводимой Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению.
Воспитание является фундаментом свободного личности, ее социализации и самоопределения. При основных общеобразовательных программ осуществляется постоянно и в значительной мере траекторию духовно-нравственного и гражданского развития реализации воспитание определяет становления человека, его жизненные принципы и ценности.
В связи с этим в статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Во вводимой статье 121 "Общие требования к организации воспитания" Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" раскрывается механизм организации воспитательной работы, которая будет являться составной частью образовательных программ.
Так, воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями.
При этом рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны разрабатываться с учетом соответствующей примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы, включаемых в примерные основные образовательные программы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Рабочая программа воспитания, разработанная и утвержденная образовательной организацией, будет определять комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы по соответствующей основной образовательной программе: цель, задачи, основные направления и темы воспитательной работы, возможные формы, средства и методы воспитания, включая использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), подходы к индивидуализации содержания воспитания с учетом особенностей обучающихся, показатели эффективности воспитательной работы, в том числе планируемые личностные результаты воспитания, и иные компоненты.
Календарный план воспитательной работы, разработанный и утвержденный образовательной организацией, будет содержать конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией и (или) в которых образовательная организация принимает участие, в соответствии с основными направлениями и темами воспитательной работы, выбранными формами, средствами и методами воспитания в учебном году или периоде обучения.
Право на участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы получат советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, указанные в статье 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", мнение которых будет учитываться при принятии локальных нормативных актов образовательной организации.
Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.