Борис Титов заявил, что в условиях «идеального шторма» нужно отменить резервирование ЦБ всех реструктурированных коммерческих кредитов.
Об этом Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил 8 апреля в ходе пресс-конференции, посвященной представлению антикризисных мер, предложенных Президенту.
«Что касается поддержки бизнеса со стороны банковского сектора, то главное сегодня – сохранять стабильную ситуацию в отношении уже выданных кредитов, – считает Титов. – Мы помним 2014-2015 годы, когда банки после подъема ключевой ставки ЦБ начали в массовом порядке разрывать уже действующие соглашения, в одностороннем порядке требуя от заемщиков немедленного погашения кредита. Сейчас этому нужно помешать, потому что иначе настанет эффект домино».
«Мы предлагаем запретить банкам требовать досрочного погашения кредитов или реализации залогов вследствие несоблюдения заемщиками условий кредитования в связи с коронавирусной инфекцией, – продолжил Уполномоченный. – Кроме этого, мы предлагаем ввести отсрочку на 12 месяцев по уплате всех коммерческих кредитов, выданных предприятиям. Но конечно же, было бы несправедливо возлагать все бремя нагрузки только на банковский сектор. Чтобы стимулировать банки к проведению такой реструктуризации, мы предлагаем Банку России резервирование по этим, а также всем иным видам коммерческих кредитов, выданных коммерческими банками, при условии сохранения ими процентной ставки и других условий кредита.
Могут сказать, что это повысит риски в финансовом секторе, но сегодня наступил идеальный шторм, и все кредиты уже оказались под риском невозврата».
«Предлагаемые нами меры уже введены, только не для всех, – уточнил общественный омбудсмен в банковской сфере Олег Иванов. – 3 апреля вступил в силу федеральный закон о кредитных каникулах № 106-ФЗ. Заемщики теперь вправе обратиться к банкам и потребовать предоставления отсрочки по кредиту до 6 месяцев. И банк обязан это сделать. Причем без предоставления документов – сначала заемщик – гражданин или ИП – подает заявление, а документы, подтверждающие факт снижения доходов на 30% – в последующие 90 дней. Для предприятий МСП вообще нет никаких критериев. И в этом же законе №106-ФЗ записано, что как только банк идет навстречу заемщику и предоставляет кредитные каникулы, он не вправе ни требовать досрочного возврата кредита, ни обращать взыскание на предмет залога. И ЦБ, соответственно, не требует резервирования по таким реструктурированным кредитам.
Но все эти меры распространяются только на субъекты МСП в 9 пострадавших отраслях. Мы, соответственно, предлагаем расширить их действие на все остальные отрасли и предприятия.
Кроме того, сейчас после завершения льготного периода никакого переходного положения не предусматривается. Предполагается, что бизнес 6 месяцев не платил ничего, а потом вдруг внезапно вернется в обычный график погашения. Но в реальности такого не будет, поэтому нужно уже сейчас думать над более глубокими и гибкими нормами длительного переходного периода – от каникул к платежам.
У проблемы есть два пути решения. Либо оставлять проблемные кредиты на балансе банков, но тогда ЦБ должен вести себя так, словно эти кредиты живут своей особой жизнью, либо создавать «банк плохих долгов» (перевод глубоко реструктурированных кредитов на баланс государственного фонда) в прицелом на дальнейшую реализацию активов по мере восстановления экономики. Эти два механизма могут использоваться одновременно в зависимости от банка. Гибкость – очень важный принцип».