В 2021 году в России планируют усилить наказание за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Об этом говорится в проекте поправок к Жилищному кодексу РФ и Кодексу РФ об административных правонарушениях. Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков выделяет основные новеллы: подъем на федеральный уровень правил, которые ранее были введены лишь в регионах страны; расширение видов административной ответственности и увеличение суммы штрафов.
— В часть 6 ст.14.1 КоАП планируется включить норму об административной ответственности за действия, которые нарушают тишину и покой граждан с 23 часов до 7 часов, — говорит Александр Костюков. — Кроме этого, расширяется понятие «мелкое хулиганство», к которому планируют отнести действия, выражающие явное неуважение к личности или обществу, нарушающие общественный порядок или спокойствие граждан (ч.1 ст.14.1).
Среди основных мер, призванных урезонить шумных хулиганов, — денежные штрафы за нарушение тишины в размере от 5 до 50 тысяч рублей для физических лиц и до 150 тысяч рублей для юридических. Предполагается, что наказание будут нести нарушители спокойствия, которые помешали отдыху своих соседей в ночное время «более двух раз в месяц».
Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков, рассуждая об эффективности таких изменений, поприветствовал возобновление законотворческой деятельности в этом направлении, но выразил свое разочарование из-за однобокости решений, которые, по его мнению, не исправят беззащитного положения порядочных собственников жилья:
— Действительно, в Жилищном кодексе России до сих пор отсутствует упорядоченный свод правил, который бы регулировал право россиян на отдых в своей квартире. Сведения об административных наказаниях за нарушение тишины содержатся, главным образом, в Кодексе об административных правонарушениях, а основным ориентиром в этой теме долгое время были «санитарные нормы». Например, постановление Главврача РФ №64 (приложение №3) в соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10, и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-Ф3 от 30.03.1999 г. Согласно ст.23 вышеуказанного закона установлена обязанность жильцов по содержанию помещения в соответствии с установленными санитарными нормами и допустимыми пределами производимого шума в дневное и ночное время. Эти документы и повлияли на нормы, которые регионы за неимением федеральных параметров установили у себя самостоятельно. Во многом они идентичны, варьируется лишь начало и окончание «ночного времени», дневного «тихого часа», время ремонтных работ в праздничные и выходные дни и т.п.
Сегодня эти обязательные требования решено поднять на федеральный уровень, тем самым придав им больший вес, считает эксперт. Государство показывает гражданам, что обеспокоено проблемой бытовых дебоширов, которые создают конфликтные ситуации, унижают достоинство своих соседей бранью и драками. Однако простое дублирование законодательных норм из регионального в федеральное законодательство и даже увеличение штрафов для нарушителей ситуацию кардинально не изменят.
— Ужесточение штрафов столкнется с действительностью, которая уже сделала неэффективным существующий порядок охраны права граждан на тишину, — утверждает Александр Костюков. — Прежде всего, это необязательность наказания дебошира. Вызванный встревоженными соседями наряд полиции, если и приедет, то у полицейского не окажется права зайти в квартиру дебошира. Правоохранителям останется лишь вежливо попросить «Убавьте музыку, пожалуйста» и развести руками. Участковый, который затем получит информацию об инциденте, может вообще не отреагировать на сигнал и не вынести предписание об административном наказании. К сожалению, слишком многие россияне сталкиваются с равнодушием или неспособностью правоохранительных органов стать на защиту их права на отдых.
В этой связи, центром принятия решения о наказании дебошира необходимо сделать не только полицию, но и Совет дома, считает Александр Костюков. Для этого эксперт предлагает внести соответствующие поправки в жилищное законодательство. Главным изменением должно стать усиление роли Совета дома, который будет наделен правом решать, оставить ли дебоширов жить в доме дальше после уплаты штрафа или вынудить их съехать.
Эксперт ссылается на зарубежный опыт:
— В большинстве развитых стран мира запрет на шум в квартире действует с 11 часов вечера до 7 часов утра. В США, чтобы приструнить загулявших соседей, создана даже специальная служба. В Европе тоже охраняют ночной покой своих граждан. В Швейцарии ради этого в ночное время запрещено даже спускать воду в туалете, принимать душ и включать стиральную машинку. Нарушителям в первый раз грозит предупреждение, а далее — штраф около 500 франков. За неоднократное нарушение тишины — 1500 франков, или просто выселят из квартиры, а если она у вас в собственности, то обяжут её продать и купить новую в другом месте. Подобные правила есть и в Бельгии, и в Финляндии, и в Германии, где, кстати, ночным шумом считается не только музыка и ремонтные работы, но и громкий звук шагов.
В некоторых странах Европы несколько иная практика: запрет на ночной шум на федеральном уровне там не устанавливают. Эти ограничения, прежде всего, живут в менталитете населения, и жители многоквартирного дома сами устанавливают их на общедомовых собраниях. В «Уставе дома» прописывается весь алгоритм влияния на дебошира. Здесь прописано, когда можно шуметь, где можно парковаться и даже, как переносить мебель, чтобы не мешать соседям.
Обычно, жильцы дома жалуются на хулиганов в свою управляющую организацию, которая на основании устава выносит решение. В Швеции, например, такие вопросы решает «Объединение собственников жилья» BRF, которое создается в каждом многоквартирном доме. Даже если вы купил квартиру, вас могут исключить из BRF, принудив тем самым продать квартиру, если вы не уживетесь с соседями.
России этот опыт может оказаться полезным, считает Александр Костюков. С учетом российской действительности, Совет дома может стать эффективным помощником полиции в наведении порядка.
Главное, что изменит существующую ситуацию с ночными дебоширами, подчеркивает эксперт, это появление в доме дееспособного органа, законодательно наделенного полномочиями и поддержкой полиции для эффективного решения конкретной проблемы собственника или нанимателя жилья. Существующие в настоящее время варианты эффективными не являются.