В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Центр закупок» на положения аукционной документации заказчика – ООО «Центр закупок» при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка программно-технических комплексов автоматизированных рабочих мест.
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчик в нарушение запрета на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок установил к закупке компьютеры с предустановленным программным обеспечением. Кроме того, в нарушение установленного плана перехода на использование программного обеспечения заказчик установил «тип лицензии-бессрочно».
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев, в том числе если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства РФ №1236 обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 №878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Вместе с тем, в документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015) и ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019) Заказчиком не установлены.
Аукционная документация содержит обоснование невозможности соблюдения Постановления Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 в связи с: «в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее – реестр) отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке» и Постановления Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015: «подпункт «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236, а именно: программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению».
Согласно письменным пояснениям Заказчика, размещение обоснований в единой информационной системе в сфере закупок осуществлялось заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки. При наличии вышеуказанных обоснований заказчик в системе «Web-торги КС» технически обязан поставить «нет» напротив данных запретов и ограничений, в противном случае уполномоченный орган, а именно министерство конкурентной политики Калужской области, технически не может опубликовать закупку. В связи с этим данная информация и не отображается в извещении о проведении закупочной процедуры. Кроме того, заказчиком было принято решение о включении в техническую документацию программного обеспечения разработки Microsoft по причине того, что ни один программный продукт, представленный в реестре не может работать с программным комплексом «Бюджет-Смарт КС». Тип лицензии «бессрочная» указана по причине того, что локальная (устанавливаемая на персональный компьютер без доступа в интернет) редакция продуктов Microsoft лицензируется бессрочно в раках лицензионного соглашения с правообладателем.
Таким образом, Комиссией Калужского УФАС России установлено, что в составе документации об Аукционе содержится обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ №1236, №878 что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика, не установившего ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.