Начальник Управления контроля в сфере закупок Главконтроля Степан Цуканов выступил на отраслевой конференции «Контрактная система Москвы: вектор перемен».
В ходе сессии «Антикоррупционные стандарты как механизм обеспечения прозрачности и открытости конкуренции» он отметил, что прозрачность каждой конкретной закупочной процедуры, возможность контролировать эту процедуру на любом этапе её проведения – являются факторами, позволяющими ограничить возникновение коррупции в сфере закупок.
«Для снижения коррупционных рисков в московской системе закупок мы постарались комплексно реализовать эти подходы на любом этапе осуществления закупки - от планирования до исполнения контракта», – сообщил докладчик.
Первый блок, который играет важную роль в предотвращении коррупционных и антимонопольных нарушений, – это стандартизация закупочной деятельности и использование типовой документации. Есть заказчики, которые пытаются обойти применение стандартизированной документации. В Москве, по словам Цуканова, есть работающий механизм противодействия такому поведению заказчиков – рабочая группа по мониторингу соблюдения заказчиками города Москвы требования по использованию типовой документации.
«Ежедневно Главконтроль осуществляет мониторинг объявленных закупок. При установлении случая осуществления закупки без использования типовой документации, заказчику направляется запрос об обосновании таких действий. В случае, если заказчик не может объяснить причины, по которым для его закупки типовая документация неприменима, мы блокируем данную закупку. Но чаще конечно, заказчики прислушиваются к нашему мнению и, либо вносят изменения в документацию, либо отменяют процедуру торгов.», – пояснил эксперт. И проиллюстрировал эффект цифрами: «На текущий момент с начала 2019 года было выявлено 509 случаев неприменения типовой документации. Из них 154 процедуры были отменены, потому что заказчик не смог объяснить, почему он не использует типовую документацию. В остальных случаях, их более 350, действия заказчика были признаны правомерными. Но важно подчеркнуть, что в столице с начала текущего года нет ни одной обоснованно обжалованной стандартизированной закупки».
Второй механизм, который уже внедрён в органах исполнительной власти города Москвы, – это антимонопольный комплаенс.
«Это система мер, которая также позволяет предотвратить нарушения антимонопольного законодательства. Ее внедрение предусмотрено Национальным планом развития конкуренции на 2018 - 2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618», – пояснил докладчик.
В Москве Главконтроль координирует деятельность органов исполнительной власти по внедрению данной системы. Приказами Главконтроля утверждены Методические рекомендации и Типовое положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы. На основе Типового положения во всех органах исполнительной власти города Москвы утверждены Положения об антимонопольном комплаенсе. Содействие внедрению антимонопольного комплаенса оказывает Федеральная антимонопольная служба.
«Назначены уполномоченные лица, структурные подразделения, которые обеспечивают непосредственную организацию и функционирование антимонопольного комплаенса. Кроме того, по итогам отчетного года органами исполнительной власти подготавливается доклад об антимонопольном комплаенсе, в который включается информация о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, об исполнении мероприятий по снижению таких рисков, о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, а также о проведенных обучающих мероприятиях», - подчеркнул он.
В заключении он отметил, что пока есть факты нарушения в сфере закупок – напоминаем, что за все нарушения предусмотрена административная ответственность и достаточно высокие штрафы. Они могут накладываться не однократно, а по каждому факту нарушения.