В рамках Северо-Западного форума «Устойчивое развитие» в Санкт-Петербурге прошла Х Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». В деловых мероприятиях приняли участие более 1200 представителей бизнеса, федеральных и региональных органов власти, общественных объединений и организаций, вузов и средств массовой информации из разных регионов России.
В качестве ключевой задачи форума «Устойчивое развитие» было обозначено формирование нового диалога между обществом и властью, подключение общественных сил к достижению национальных целей. Отмечалось, что обозначенные президентом РФ национальные цели требуют прорыва в социально-экономическом развитии, а их реализация невозможна без активной общественной дискуссии. Поэтому форум выступает как площадка для обсуждения и обобщения инициатив по актуальным вопросам устойчивого развития, а совместные итоговые рекомендации участников мероприятия должны способствовать решению стратегических задач, стоящих перед страной.
После открытия форума его участники приступили к работе на круглых столах, посвященных вопросам экологической безопасности и экологической культуры, развития сельских территорий, массового спорта, культуры и исторического наследия, формирования цифровой экономики в России.
Параллельно с этим началось пленарное заседание юбилейной конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство».
Главным организатором конференции на протяжении десяти лет является Ассоциация СРО «БСК». В разные годы поддержку оказывали Совет Федерации ФС РФ, Госдума РФ, Министерство строительства и ЖКХ РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, УФАС, Правительства Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов России, Нострой, Ноприз, НОЭ, Ноза, Намикс, СПб ТПП, Российский союз строителей.
В ходе дискуссии, которая прошла в режиме открытого микрофона, обсуждались законодательные изменения в области строительства, кадровое обеспечение отрасли, вопросы подготовки кадров и оценки квалификаций, ценообразования, контрактования, поддержки среднего и малого бизнеса, а также ход исполнения нацпроекта «Жилье и городская среда».
Участники конференции прослушали доклад о развитии строительства в Ленинградской области, докладчик привел в качестве примера ряд эффективных программ, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и поддержкой строительства социальных объектов в регионе.
Далее представители исполнительной власти регионов СЗФО сообщили о ходе реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» в своих субъектах.
В частности, прошло обсуждение проблем строительного комплекса Архангельской области и предложений по их решению. Среди представленных предложений упоминались: поддержка среднего и малого предпринимательства, развитие промышленности строительных материалов, субсидирование электроэнергетических тарифов из федерального бюджета, создание программ для закрепления молодежи на северных территориях.
Следующий доклад был посвящён Псковской области, где в связи с демографической ситуацией не наблюдается бурного роста жилищного строительства, однако при этом в регионе нет проблемы обманутых дольщиков. Ключевые проблемы региона: износ инженерной системы, нехватка трудовых ресурсов и недостаточность потенциала местных подрядчиков.
В обзоре строительного рынка Санкт-Петербурга упоминалось активное строительство социальных объектов. Приводились в пример следующие цифры: на текущий момент имеется 431 действующее разрешение на строительство на территории Санкт-Петербурга, ожидаемый показатель по вводу жилья на текущий год – 3-4 млн. кв. метров.
Президент Ноприз Михаил Посохин, оценивая выполнение нацпроекта, отметил, что несмотря на начальную стадию его реализации, работа идет в довольно быстром темпе, а национальные объединения и саморегулируемые организации прилагают все усилия для того, чтобы обеспечить его выполнение, в том числе, через взаимодействие с Минстроем России, Правительством и Госдумой.
В ходе развернувшейся после дискуссии о ситуации, сложившейся в связи с переходом на проектное финансирование строительства жилья, были высказаны мнения о необходимости принятия мер законодательной помощи, в частности, поддержки спроса путем предоставления ипотечных льгот для молодых семей и отдельных социальных категорий граждан, создания программ развития инфраструктуры, ипотечных продуктов для ИЖС и ипотечных инструментов под поручительством института развития «Дом.РФ».
Следующий докладчик рассказал о влиянии законодательных изменений на малый и средний бизнес и отметил, что заложенные в нацпроект «Жилье и городская среда» показатели расходятся с реально существующими вследствие перехода на эскроу-счета.
Далее участники конференции ознакомились с информацией об экспорте строительных услуг и узнали, что его объем составляет около 7,5% от общего объема экспорта услуг в России. Также был отмечен положительный опыт сотрудничества с зарубежными партнерами. Однако и в этой сфере существует ряд проблем: в частности, российские корпорации, осуществляющие строительство высокотехнологичных объектов на территории зарубежных стран-партнеров, практически не занимаются строительством и развитием обслуживающей эти объекты инфраструктуры. В этой связи был поднят вопрос о необходимости включать в подписываемые межгосударственные контракты условие обязательного привлечения российских подрядчиков для дальнейших работ. Данный тезис поддержал заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков, подчеркнув, что необходимо продвигать интересы российского бизнеса. Затем он перешел к теме, связанной с изменениями в законодательстве о долевом строительстве. Замминистра подчеркнул, что в новых условиях дольщики получили большую защиту, однако сами условия достаточно жесткие для застройщиков, поэтому многие могут уйти с рынка. В данном контексте Минстрой видит свою роль в том, чтобы анализировать ситуацию и принимать оперативные решения.
Следующей темой для обсуждения стала реформа финансирования жилищного строительства. Нормативный блок реформы на сегодняшний день полностью закончен. При этом почти две трети рынка будет работать по «старым» правилам до 2020 года.
Участники конференции не могли не затронуть вопрос подготовки строительных кадров. В данной области проект «Образование» должен помочь развитию системы подготовки кадров в строительной отрасли. Так, в процессе реализации проекта планируется отобрать 80 опорных для отрасли вузов, плотно взаимодействовать с работодателями. В контексте развития образования была отмечена необходимость продвижения программ по переквалификации, поскольку вузы заинтересованы в разработке и продвижении дополнительных образовательных программ, востребованных работодателями.
Тема образования была продолжена докладом о национальной системе квалификаций и необходимости развития человеческого потенциала в строительной отрасли с учётом прогнозирования потребности в кадрах определенной квалификации в конкретных регионах страны.
После пленарного заседания прошли круглые столы строительной конференции по темам: «Практические и юридические аспекты ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости», «Институт национального реестра специалистов: цели, результаты, направления развития», «Практика внедрения Стандарта СТО Нострой 8.1.1-2019», «10 лет в саморегулировании – опыт и перспективы развития», «Результаты перехода застройщиков на новую модель финансирования жилья».
Также в рамках деловой программы прошло заседание Научно-консультативной комиссии Экспертного совета Нострой по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере.
Отдельно стоит отметить, что представители Ноприз озвучили на конференции ключевые законодательные инициативы, разрабатываемые национальным объединением. Первая инициатива – отмена банковских гарантий и замена их компфондами СРО. Компфонды будут обеспечивать одновременно и безопасность объектов строительства, и гарантию по договорным обязательствам. При этом в Ноприз предлагают ограничить сумму аванса по договорам минимальным уровнем размера компфонда СРО.
Второй законопроект должен исправить издержки реформы саморегулирования, реализованной по 372-ФЗ. Документ предлагает обязать все строительные компании вне зависимости от их членства в СРО иметь в своём штате специалистов, внесённых в НРС. Отменить запрет строительным компаниям, добровольно покинувшим одну СРО, в течение года вступать в другую. Убрать ограничения для приёма в СРО иностранных компаний. Расширить перечень оснований для исключения из НРС специалистов, предоставивших о себе неверные сведения при включении в нацреестр, а также осуждённых за совершённые преступления после внесения в НРС. Обязать национальные объединения вести Единый реестр сведений о членах СРО, а членов СРО – вносить в него информацию о заключённых контрактах и выполненных работах.
Также Ноприз представил в Минстрой проект закона «Об архитектурной деятельности». В новом законе Ноприз предлагает включить в состав строительного контроля обязательный авторский надзор, ввести обязательные требования к должностям главных архитекторов муниципального и регионального уровней, а также ввести в НРС несколько уровней квалификации архитекторов с соответствующим уровнем ответственности.
Наконец, в Ноприз работают над расширением перечня специальностей для внесения в НРС — в режиме диалога с Минстроем.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации «Э.С.П.» Дмитрий Мурзинцев: «Конференция собрала большое количество заинтересованных участников. На ней обсуждались вопросы, важные для всей строительной отрасли, включая законодательную работу, реализацию нацпроектов, кадровое обеспечение. Важно, что в дискуссии участвовали профессионалы и эксперты отрасли вместе с представителями государственной власти».