Практику контрольных закупок Центробанка (ЦБ) на финансовом и страховом рынках надо расширять, чтобы отладить реальное соблюдение прав потребителей. При этом такие проверки не должны ограничиваться только теми структурами, которые ЦБ считает подозрительными, отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
В половине страховых компаний и в трети банков, проверенных Центробанком в мае и июне через контрольные закупки, нарушались права клиентов при оформлении электронных полисов ОСАГО и кредитов, пишут «Известия». Организациям-нарушителям могут вынести предписания, их могут оштрафовать или даже лишить лицензии. В страховых компаниях основным нарушением стали проблемы при оформлении полисов ОСАГО через интернет в регионах с повышенной аварийностью, а при проверке банков выявлены факты предоставления неполной или недостоверной информации об условиях кредита.
«Случилось то, чего мы так долго добивались и ждали, – регулятор начал применять инструменты превентивного надзора. С момента образования проекта «За права заемщиков» мы настаивали – ждать, что потребитель самостоятельно разберется во всех нюансах оказания финансовых услуг, поймет, где нарушены его права и пожалуется, смысла нет. Поскольку в основной своей массе финансовые продукты – типовые (договоры имеют стандартную форму), надо проверять, на каких условиях договоры заключаются, прямо в финансовой организации методом контрольной закупки или, как надзор, запросив у банка соответствующие условия договора», – пояснила необходимость такого контроля руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
Она напомнила, что закон обязывает информировать клиента обо всех условиях и нюансах, однако в действительности случается, что слова менеджеров не согласуются с содержанием подписываемых договоров. Потребители доверяют сотрудникам финансовых организаций и подписывают договор, рассчитывая на их порядочность и законопослушность. А финансовые организации в погоне за прибылью могут нарушать правила, установленные законом.
«Рассчитать полную стоимость кредита, разобраться в комиссиях и коэффициентах обычному человеку, даже финансово грамотному, часто невозможно, – отметила Лазарева. – По этой причине жалоб от потребителей может и не быть, потому что граждане просто не могут это проверить. Кроме того, наши исследования потребительских настроений и мониторинги уровня финансовой грамотности и сознательности показывают, что граждане не всегда понимают, куда обращаться за защитой своих прав. Для финансовой организации не представляет проблемы в этой ситуации сделать договор немножко в свою пользу. То есть начислить человеку больше, чем это определено 353-м федеральным законом «О потребительском кредите» и соответствующими ограничениями, которые вводит Банк России, навязать дополнительную страховку или подключить потребителя к коллективному договору страхования ответственности заемщиков».