Защита национальной безопасности и обеспечение интересов государства входят в число основных задач российской таможни, и для их выполнения важную роль играет правоохранительная деятельность таможенных органов. Ее составной частью служит пресечение и предупреждение административных правонарушений в сфере таможенного дела. Несмотря на изменения законодательства, предусматривающие либерализацию взаимоотношений с участниками ВЭД, количество административных правонарушений остается значительным и имеет тенденцию к росту.
Так, за 9 месяцев 2018 года таможенными органами Южного таможенного управления возбуждено 10 909 дел об административных правонарушениях, в то время как за 9 месяцев 2017 года – 8681 дело об АП. К основным составам, по которым были возбуждены дела об АП в 2018 году, относятся недекларирование или недостоверное декларирование товаров, несоблюдение установленных запретов и ограничений, непредставление в таможенный орган отчетности, нарушение правил представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, нарушение валютного законодательства.
Наибольшее количество дел об АП в 2018 году возбуждено в отношении юридических лиц – 4608 дел об АП (или 42,2% от общего количества возбужденных дел об АП), в отношении физических лиц – 3486 дел об АП (или 32%), в отношении должностных лиц – 1740 дел об АП (или 16%), в отношении индивидуальных предпринимателей – 1069 дел об АП (или 9,8%). Таким образом, в 2018 году одним из основных субъектов административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются юридические лица, тогда как в аналогичном периоде 2017 года наибольшее количество дел было возбуждено в отношении физических лиц. Кроме этого больше чем в 2 раза возросло и количество дел об АП, возбужденных в отношении должностных лиц.
Одним из наиболее распространенных нарушений в рассматриваемый период 2018 года является несоблюдение правил представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров. За 9 месяцев 2018 года таможенными органами ЮТУ возбуждено 3135 дел по факту нарушения правил предоставления статистики о внешнеторговой деятельности, что составляет 28,7% от общего количества дел (в аналогичном периоде 2017 г. – 411 дел об АП). Снижение количества выявленных фактов не наблюдается, несмотря на то, что нормативный акт, регламентирующий правила, действует уже практически два года. Однако повторных фактов привлечения лиц во много раз меньше: всего за 2018 год их 28. Это говорит, в том числе, о том, что организации и индивидуальные предприниматели учитывают необходимость неукоснительного соблюдения законодательства лишь после вынесения в отношении них постановления о назначении наказания.
В соответствии с положениями КоАП РФ задачами административного производства, в том числе, является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Анализируя причины, по которым допускаются нарушения в регионе деятельности таможен ЮТУ таможенного законодательства ЕАЭС и РФ можно выделить следующие:
- лица, привлекаемые к административной ответственности, не ознакомились с требованиями действующего таможенного законодательства ЕАЭС и РФ, иными нормативно-правовыми актами РФ, либо ими неверно истолкованы их положения;
- ненадлежащим образом организованное взаимодействие с контрагентами, наличие ошибок, допускаемых при внесении сведений в соответствующие документы, по причине небрежного отношения к выполняемой работе;
- сбой в работе оргтехники;
- отсутствие лиц, ответственных за то или иное направление деятельности, на рабочем месте;
- непринятие мер по проведению предварительных грузовых операций с товарами (осмотр, взвешивание товаров, привлечение экспертов, отбор проб и пр.);
- пренебрежительное отношение к проверке наличия надлежащей аккредитации у лаборатории, проводившей исследования товаров;
- ненадлежащий контроль за достоверностью и сроком действия документов, представленных в таможенный орган;
- непринятие достаточных мер для сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем, а также средств таможенной идентификации (неправомерные действия третьих лиц);
- отсутствие должного уровня квалификации, недобросовестность и невнимательность работников, технические ошибки, опечатки, допущенные ими при составлении документов, представленных в таможенный орган, несогласованность в работе отдельных лиц.
Условиями, способствовавшими совершению административных правонарушений, как правило, являлись отсутствие заранее разработанного должностными лицами и индивидуальными предпринимателями порядка исполнения обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС и РФ и иными нормативно-правовыми актами РФ, ненадлежащая организация и контроль работы со стороны руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей за исполнением указанного законодательства подчиненными лицами при выполнении таможенных формальностей.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо таможенного органа, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие организации и должностным лицам представления о принятии мер по их устранению. Организации и должностные лица обязаны их рассмотреть в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах. В рассматриваемом периоде 2018 года таможнями ЮТУ внесено 3 592 представления, большая часть которых - по фактам правонарушений, связанных с непредставлением или несвоевременным представлением в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, нарушением установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, непредставлением или нарушением срока представления в таможенный орган отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (в аналогичном периоде 2017 года - 473 представления).
Работа по повышению эффективности предупредительных мер для недопущения совершения новых правонарушений (в частности: направление представлений, по которым установлена вина субъекта, усиление контроля за поступлением ответов на эти представления для исключения формального подхода лиц к их рассмотрению, проведение анализа поступающих ответов, а также принятие мер к установлению обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.6 КоАП РФ) в 2018 году активизирована и будет продолжена на высоком уровне и в дальнейшем.