Правительство Петербурга должно до 1 января провести инвентаризацию подведомственных городу бюджетных учреждений с целью их оптимизации. По данным "Ъ", в городе существует около 2,8 тыс. бюджетных организаций. По словам советника врио губернатора Евгения Елина, около 150 из них подлежат строгой оценке, поскольку они лежат "тяжелым грузом на расходах бюджета". По оценке вице-губернатора Михаила Мокрецова, на государственные бюджетные учреждения расходуется как минимум треть городского бюджета. Аналитики обращают внимание, что попытки оптимизировать количество госучреждений ведутся уже более четверти века, но, как правило, заканчиваются они всегда увеличением численности работников этих организаций.
Вчера врио губернатора Александр Беглов предложил членам правительства "начать экономить с себя", говоря о том, что в комитетах Петербурга существует избыточная система ГУПов и МУПов. "Вы мне постоянно присылаете (предложения.— "Ъ") увеличить (штат учреждения.— "Ъ") на двенадцать, на восемь, на десять человек",— сетовал он, после чего предложил провести оптимизацию, которая, по мнению врио, должна "повысить производительность труда". "Меньшим количеством исполнителей — к лучшему качеству!"-- призвал он, подчеркнув, что такой шаг позволил бы повысить зарплату чиновников.
В Петербурге насчитывается 2561 бюджетное учреждение, 145 казенных и 14 автономных, сообщил "Ъ" советник врио губернатора Евгений Елин. Около 2,5 тыс. из них не подвергаются оптимизации, так как предоставляют услуги для населения, говорит он. Как пояснили в комитете имущественных отношений, бюджетные учреждения — это все организации, имеющие организационно-правовую форму ГБУ, в том числе школы и больницы. Для любого ГБУ, поясняет источник "Ъ", ежегодно формируется госзадание, которое определяет объем работ и услуг, которые должно осуществить учреждение за бюджетные субсидии. Госзадания ГБУ выдает профильный комитет, подчеркивает собеседник "Ъ". По словам господина Елина, в первую очередь проверка коснется "целого ряда административно-управленческих звеньев" и госучреждений, занимающихся "поддержкой предпринимательства". Сократить могут госучреждения, которые занимаются квазиуправленческими обязанностями в комитетах, говорит источник "Ъ" в правительстве, приводя в пример подведомственное комитету по строительству ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции". В целом, отмечает источник "Ъ", финансирование на содержание ГБУ составило около 246 млрд рублей (43% городского бюджета) в 2018 году. Работу организаций необходимо классифицировать по их функциям и задачам, а также сопоставить результаты их деятельности с расходами на содержание, считает господин Елин.
Помощь в организации этой работы господину Елину предложил вице-губернатор Игорь Албин. "Я готов подготовить поручение, чтобы совместно с Евгением Елиным и коллегами поработать над мобилизацией доходов и повышением качества бюджетных расходов",— сообщил он в ходе заседания правительства господину Беглову. Он отметил, что необходимо проанализировать функции и задачи органов исполнительной власти Петербурга, сопоставив их с федеральным законодательством, законом о разграничении полномочий между уровнями власти и уставом Петербурга. "Мы найдем избыточные, надуманные, дублируемые функции органов власти. Исходя из такого анализа можно предлагать новую структуру управления",— считает господин Албин. Говоря о том, численность каких ГУПов можно сократить, господин Албин усомнился, что кандидаты на сокращение есть в курируемом им блоке. "В блоке жизнеобеспечения многие предприятия — это монополисты, там есть чем заниматься. Это и ГУП "ТЭК", и "Водоканал", и "Ленсвет", и "Петербургский метрополитен". Здесь, наверное, требуется не сокращение, а оптимизация и повышение эффективности управления",— говорит он.
Петербургские государственные унитарные предприятия и госучреждения часто подвергаются критике за неэффективность и непрозрачность работы уже не первый год.
Руководитель УК "Мультимекс" Андрей Пригульный подсчитал, что за последние пять лет количество ГУПов и МУПов в стране в целом выросло на 65%. "При этом ГУПы и МУПы работают во всех отраслях, в том числе не только в тех, которые стратегически важны для страны, но, например, существует множество ГУП-аптек, работающих на конкурентных рынках. Уже много раз выходили законопроекты, призванные упразднить ГУПы и МУПы или сократить их число в стране хотя бы до 10 тыс., но пока что их с каждым годом все больше, а не меньше. При этом основные предпосылки для их ликвидации заключаются в том, что такие учреждения зачастую не ведут никакой профильной деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, или негативно влияют на локальные рынки, становясь местными монополистами",— говорит он.
Мария Карпенко, Яна Войцеховская
Полную версию читайте на spb.kommersant.ru (https://www.kommersant.ru/doc/3814533)