Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова провела «круглый стол» на тему «Правовые аспекты создания современной и безопасной цифровой образовательной среды».
В совещании приняли участие представители Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, региональных органов государственной власти, эксперты, сообщается на сайте СФ.
Сенатор отметила, что вопросы безопасного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе будут приобретать всё большую актуальность по мере более широкого их внедрения.
По словам Людмилы Боковой, нормативная база для решения этой задачи в основном создана. «Среди стратегических документов, определяющих формирование цифровой образовательной среды, особо отмечу госпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках этой программы реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», включающий проект «Цифровая школа». Он направлен на создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан».
Созданию современной цифровой образовательной среды будет способствовать реализация Национального проекта «Образование», включающего десять федеральных проектов, некоторые из которых напрямую связаны с цифровизацией образования, сказала парламентарий.
Людмила Бокова указала, что важным аспектом остается обеспечение безопасности информационной образовательной среды, контроль социальных последствий ее развития. И в этом направлении уже предприняты определённые шаги.
«Например, Концепция информационной безопасности детей на 2018–2020 годы направлена на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов. Акцент сделан на создании и внедрении программ обучения правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и профилактике интернет-зависимости», — сказала она.
Людмила Бокова напомнила, что по инициативе Совета Федерации был организован Единый урок безопасности в сети Интернет, который проходит ежегодно с 2014 г. За пять лет Единым уроком охвачены миллионы детей и подростков России, он также нашел свое отражение в Плане мероприятий концепции информационной безопасности детей на 2018–2020 гг.
«Вместе с тем существуют препятствия, сдерживающие формирование цифровой образовательной среды в России», — сказала сенатор. Одно из них заключается в значительной дифференциации уровня экономического развития субъектов РФ. Если в экономически развитых субъектах Федерации значительных затруднений с материальным обеспечением информационной инфраструктуры не имеется, то в дотационных регионах из‑за недостаточности финансирования сформировать цифровую образовательную среду крайне затруднительно. Острой проблемой, особенно для сельских образовательных организаций, является нехватка квалифицированных педагогических кадров.