В конце сентября 2018 года состоялось очередное заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
Заседание открылось приветственным словом, в котором отмечалось, что ТПП РФ стремится максимально содействовать налаживанию системного взаимодействия государства и предпринимательской среды и именно этим обусловлена такая разнообразная повестка заседания. Совет является одной из немногих площадок, где на системной основе занимаются разработкой предложений по совершенствованию законодательства в сфере саморегулирования. Вероятнее всего, этот осенне-зимний деловой сезон станет периодом активной открытой дискуссии в части тех расхождений по изменениям в 315-ФЗ, которые остались не согласованными между Минэкономразвития России и Советом ТПП РФ, и перейдут на новый уровень обсуждения – в формат обсуждения на территории Общественной палаты и в рамках парламентских слушаний.
Так, прошедшим летом члены совета, представляющие интересы арбитражных управляющих, выразили серьезную озабоченность в связи с возможными изменениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части регулирования деятельности арбитражных управляющих. В прозвучавшем на заседании тематическом докладе был представлен подробный анализ ситуации с законотворчеством в арбитражном управлении и краткий перечень изменений, планируемых к принятию в новой редакции федерального закона. Одной из новелл законопроекта является усиление статуса и полномочий национального объединения арбитражных управляющих. Вокруг этой новеллы развернулась жаркая дискуссия.
Далее прозвучали сообщения представителей коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, посвященные недостаткам законодательного регулирования отрасли в части оборота культурных ценностей и их оценки.
Основным вопросом в повестке дня заседания стало обсуждение поправок в 315-ФЗ «О саморегулировании в Российской Федерации», подготовленных рабочей группой совета. Закону «О саморегулировании в Российской Федерации» более 10 лет. Очевидно, что за этот период произошли колоссальные изменения: более 13 отраслей законодательно переведены на саморегулирование, сформировались требования к этому гражданско-правовому институту, прошли первые серьезные проверки зрелости отраслей. Не все отрасли их удачно прошли. В сфере ЖКХ вновь было введено лицензирование деятельности. Тем не менее, значительная часть бизнеса уже уверенно использует инструменты саморегулирования. Важно, что в качестве конкурентного преимущества организации и специалисты указывают, что являются членам СРО и указывают свою дополнительную имущественную ответственность потенциальным потребителям.
Предпринимательское и профессиональное сообщество активно участвует в обсуждении отраслевого законодательства на всех уровнях и на всех доступных деловых и политических площадках. Пока силы не равны, но уже сам факт постоянного участия в дискуссии представителей профессионального сообщества – это огромный шаг вперед. Исходя из логики деятельности Минэкономразвития России, активизации всех деловых и политических площадок, где сейчас идут серьезные обсуждения изменений в 315-ФЗ, следует, что понимание необходимости преобразований есть у большинства участников – от руководителей СРО до госрегуляторов.
Также очевидно, что ожидания от нововведений у представителей саморегулируемых организаций иные, нежели у регуляторов со стороны государства. Взяв за основу те предложения, которые были подготовлены Минэкономразвития России, совет дополнил его предложениями, которые были неоднократно обсуждены и поддержаны на конференциях «Практическое саморегулирование». По итогам заседания принято решение направить предложения совета по доработке 315-ФЗ в Минэкономразвития России.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” (http://sro-esp.ru) Дмитрий Мурзинцев: “Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности был и остается одной из ключевых площадок для диалога между саморегулируемыми сообществами и государством. Важно, что за счет деятельности совета удается вносить в законодательные акты важные изменения, основанные на реальном опыте профессионалов саморегулирования. Именно поэтому так важно продолжать работу, в том числе связанную с совершенствование закона 315-ФЗ”.