Мнение о «Законопроекте № 157752-7».
20 декабря прошлого года Государственной думой был одобрен в окончательном, третьем, чтении пакет поправок в законы, которые регулируют вопросы удаленной идентификации клиентов российских банков и позволяют получать биометрические данные россиян федеральным органам исполнительной власти.
У меня, как гражданина, возникает сразу несколько вопросов.
Техническая и технологическая стороны вопроса: как будет обеспечиваться универсальность и единообразие?
Очевидно, что оборудование и программное оснащение для обеспечения безопасности биометрической базы (на всех этапах ее «жизни» от сбора, суммирования, накопления, хранения и избирательной передачи по запросам служб) чрезвычайно уязвимы.
Поясню: страна большая. Каким образом создать и оснастить таким «инструментарием», причем с абсолютно равнозначными характеристиками, всю страну? Потребуется обеспечить функционирование IT-комплексов на каждом из этапов жизненного цикла существования баз биометрических данных (по созданию, по хранению, по передаче, по требованию…) организовав абсолютно одинаковые условия и требования на местах сбора информации. То, что легко технологически «исполнить» в Москве, может быть проблематично в других регионах, городах, поселениях за Уралом или на Юге России.
Даже электронные деньги нуждаются в специальных инструментах хранения и обращения, поскольку возможны хищения, - не накоплена история беспроблемного применения и эксплуатации «электронных кошельков». И это свидетельствует о незащищенности технологий. Если говорить об идентификации граждан, то это еще более серьезный вопрос, несмотря на инновации и развитость, утечки случались из самых засекреченных источников информации в самых разных странах мира (опыт разоблачений последних лет это подтверждает). Ведь данные о гражданине, о людях имеют совершенно другую правовую природу, поскольку любой человек, независимо от статуса, обладает правоспособностью и правосубъектностью.
Уровень информационных технологий в «союзе» с развитием средств электронной коммерции расширили возможности злоупотреблений в этой области (использования баз данных о человеке). Появились и эффективно используются злоумышленниками средства быстрой обработки персональных данных, которые создают угрозу правам и законным интересам человека.
В частности, в одном из интервью ТАСС замначальника главного управления безопасности и защиты информации Центробанка рассказывал об изменении тактики и стратегии преступников, специализирующихся на хищении денежных средств через интернет. Он отметил, что идет смещение интересов: «… раньше хакеры атаковали банки, сейчас это не очень актуально, все смещается опять в сторону клиентов». Согласно приведенной им статистике, общий ущерб российской банковской системы от подобных незаконных действий в прошлом 2017 году составил 3,6 млрд руб.. (Полностью прочитать статью - на сайте Технограф.Ру) (http://texnograf.ru/index.php/ploshadka/item/207-mobililizatsiya-na-biometrizatsiyu)
Автор: Людмила Гладилина