Благодаря сигналам граждан кировские активисты Общероссийского народного фронта выявили проблему, урегулировать которую поможет только изменение федерального законодательства. Несколько кировчан рассказали общественникам, что, взяв кредит в банке и не вернув его вовремя, они в итоге оказались должны не только банку, но еще и налоговой службе. По мнению эксперта проекта ОНФ «За права заемщиков» в Кировской области Михаила Никитина, такие ситуации возникают из-за недостаточно четко сформулированного федерального законодательства.
Как рассказал один из заявителей, он взял кредит в банке, но в силу семейных обстоятельств не смог его полностью выплатить. По прошествии некоторого времени он получил из банка письмо о том, что его задолженность по кредиту считается списанной. Однако с этой суммы гражданин обязан уплатить 13% налога. За консультацией он обратился к активистам проекта ОНФ «За права заемщиков». Они помогли гражданину составить обращение в банк с просьбой предоставить детализацию и пояснить, какую именно задолженность они списали. Ответ удивил и гражданина, и общественников. В банке заявили, что за гражданином по-прежнему числится долг, который подлежит взысканию. При этом налоговики требование об уплате налога на неожиданно возникший «доход» уже прислали.
Как выяснили эксперты Народного фронта, чтобы избавиться от так называемой «мертвой» кредиторской задолженности, банк признает задолженность безнадежной и списывает с баланса. По закону банк имеет на это право, если все предусмотренные законодательством действия по взысканию задолженности, включая обращение с иском с суд, не принесли результата.
Однако в этом случае у клиента возникает экономическая выгода, ведь он не несет расходы по уплате долга и процентов. Соответственно, клиент получает доход, с которого должен уплатить налог на доходы физлиц в размере 13%. Соответствующее извещение банк обязан подать в налоговую службу.
«Казалось бы, заплати налог и живи спокойно, но не все так просто. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета списанная задолженность не исчезает полностью, а продолжает отражаться на внебалансовых счетах банка еще пять лет. В течение этого времени, если появится возможность, банк может взыскать средства с должника. В итоге возникает ситуация, когда человек оказывается должен и банку, и налоговой. Причем обе организации могут взыскать долг в судебном порядке. Конечно, если это произошло, человек может вернуть излишне уплаченный налог, но это дополнительная бумажная волокита и временные затраты. Не говоря уж о том, что о таких нюансах знают лишь единицы», – отметил Никитин.
По мнению Михаила Никитина, нужно корректировать федеральное законодательство, чтобы подобные ситуации не возникали в принципе. Сейчас на основании официальных разъяснений Минфина РФ датой получения дохода у гражданина считается дата списания задолженности с баланса. Но было бы более логично датой получения дохода считать дату окончательного «прощения» долга, а не дату переноса задолженности с баланса банка на внебалансовый счет.