Эксперты Ассоциации Участников Закупок (АУЗ) рассказали об особенностях системы государственных закупок Франции.
По сообщению Владимира Ястребова – руководителя аналитического центра АУЗ, особенность Франции, как участницы Евросоюза, в том, что она привела свое национальное законодательство по госзакупкам в соответствие с действующим в ЕС. При этом законотворчество по электронным закупкам в ЕС определяют не сами страны-участницы, а так называемая Комиссия по госзакупкам, которая выпускает директивы, обязательные для всех стран-участниц этой системы.
Среди важнейших постановлений, оказавших ключевое влияние на законодательство Франции в вопросах госзаказа и тендеров, можно упомянуть следующие:
• Директива по коммунальным службам 2004/17/EC регулирует процессы электронных закупок организаций и коммунальных хозяйств в сфере водоснабжения, энергоносителей, транспортных услуг и почтовых доставок;
• Директива совокупного государственного сектора 2004/18/EC определяет электронные торги в части услуг, сервиса и контрактов общественных организаций;
• Акт 89/665/ЕЕС содержит механизмы ограничения совокупного госсектора по директиве 2004/18/EC;
• Акт 92/13/ЕЕС содержит механизмы ограничения по директиве 2004/17/EC.
Французское законодательство по закупкам включает в себя Кодекс государственных закупок (Code des Marches Publics - CMP), принятый 1 августа 2006 года, в основу которого положены упомянутые выше директивы и акты ЕС. Сфера действия CMP охватывает почти все виды государственных закупок Франции: административные, муниципальные и общественные. Тендеры последнего типа, то есть приходящие из общественного сектора, лежат вне поля зрения CMP, поскольку регулируются другим законом, который носит название «Постановление от 2005 года».
Выгоды и сомнения в единой системе.
Членство в ЕС, помимо выгод при осуществлении госзаказа, (таких как прозрачность электронных торгов, равномерная конкуренция, справедливость для всех участников аукциона, возможность поиска международных подрядчиков), - накладывает на Францию несколько серьезных ограничений.
Первое ограничение: согласно директивам ЕС, все предприятия ЕС должны иметь равные права при проведении аукционов госзаказа. Это означает, что Франция лишается преимущества отбора участников для своих тендеров в первую очередь французских представителей.
Второе ограничение: объявление тендера должно проходить не только внутри страны, но и быть доступным для всех остальных участниц ЕС. С одной стороны, эти меры способствуют экономической интеграции Евросоюза, с другой – несколько ущемляют национальные интересы и инициативы стран-участниц. Статистика говорит, что международные закупки не обрели популярность в сфере госзаказа. Например, по данным за последние годы, такие заявки составляют лишь 3-5% от общего количества, поданных на аукционы. Самым главным препятствием, по которым государственные предприятия не хотят размещать международные заявки, - это отсутствие представительства в странах подрядчиков. Соответственно, заказчики опасаются, что не смогут проконтролировать качественное и своевременное выполнение контрактов по госзаказу.
Конфликт интересов единого рынка.
Поскольку действующая во Франции система госзакупок подразумевает полный контроль государства над всеми стадиями процесса торгов: размещение заявок, составление сметы затрат, анализ и прогнозируемые расходы бюджетных средств, визирование контрактов и контроль за их выполнением, то участие в системе закупок ЕС часто идет вразрез с интересами страны и не способствует утверждению международных контрактов. Прибавим сюда такую особенность Франции, как создание особых комиссий, которые выборочно проверяют любой контракт на соблюдение законов. Эти комиссии действуют в рамках муниципальных органов власти, а также ведомств.
Главное требование директив ЕС – соблюдение установленного регламента и принципа справедливости для всех участников сделок, особенно, международных. Это выражается в требовании публиковать все заявки по госзаказу в специальном журнале ЕС. Только после этого разрешается публиковать данные о тендере во французских СМИ. Разумеется, речь идет об открытых контрактах, не содержащих государственную тайну либо стратегически важные проекты для государства.
Оплата за контракты – не только деньгами.
Специалисты Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что несмотря на ряд существенных плюсов, система госзакупок Франции не нашла бы применения в нашей стране, так как может способствовать усилению коррупции. Франция, несмотря на подчинение условиям ЕС, имеет свои правила оплаты за контракты. Если в ЕС предусмотрена только денежная форма, то во Франции допустим так называемый концессионный договор, по которому оплату госзаказчик может принять в виде аренды (эксплуатации) установок, устройств или оборудования.
Еще одна интересная деталь: начальные (максимальные) цены контракта являются коммерческой тайной, в отличие, скажем, от практики России, где стоимость контракта сообщается в момент выставления лота. Цены известны лишь членам комиссии, которая надзирает за тем или иным тендером. Таким образом, кандидаты на конкурс по госзаказу подают заявки, исходя из среднерыночной, гипотетической, а не фактической стоимости.
Итоги.
Если сделать выводы об участии Франции в международной системе госзакупок Евросоюза, то можно сказать следующее: несомненный прогресс в виде директив ЕС, входящих в местное законодательство по закупкам, обеспечивает государственным торгам во Франции необходимую прозрачность и справедливость. Обратной стороной медали является ограничение инициативы, жесткая субординация ЕС в части информации о закупке, уравнивание прав французских заказчиков и исполнителей перед иностранными заказчиками.