Активисты Общероссийского народного фронта, лидером которого является президент России Владимир Путин, провели мониторинг наружной рекламы в Санкт-Петербурге, итоги которого показали, что значительная часть фасадных вывесок в городе размещено незаконно.
Особое внимание петербургские эксперты ОНФ обратили на поступающие от граждан жалобы на предпринимателей, установивших рекламные конструкции без согласования с собственниками жилых домов и профильными органами, особенно в историческом центре города, в частности, на Московском и Невском проспектах, Садовой улице, а также на площади Восстания. Как показал мониторинг ОНФ, госучреждения, ответственные за согласование конструкций, не спешат самостоятельно очищать улицы от несанкционированной рекламы.
Эксперты ОНФ установили, что после получения сигнала власти определяют собственника вывески, запрашивают у него разрешение на ее размещение, а спустя несколько недель, не получив документов или установив факт их отсутствия, выдают предписание на демонтаж незаконной конструкции. Причем у нарушителя есть месяц, чтобы снять вывеску, в противном случае – штраф, внесение вывески в адресную программу на демонтаж, правда, исполнение которой длится 2-3 месяца. Такова практика в отношении мелких рекламных щитов, а с крупногабаритными, особенно информационными конструкциями, на которые тоже необходимы разрешения, дело обстоит иначе. Установив незаконность размещения крупного щита, чиновники направляют предпринимателю предписания, которые последний может месяцами игнорировать, а дальше – штраф, и собственники дома направляются в суд.
«Согласно федеральному закону о рекламе для размещения вывески на фасаде дома предприниматель должен получить разрешение собственников, зато по закону «О защите прав потребителей» на информационную табличку с наименованием, местонахождением и режимом работы согласие собственников не требуется. Предприимчивые бизнесмены, пользуясь случаем, выдают рекламу за информацию. В итоге громоздкие рекламные вывески признаются законными, поскольку размещены по месту нахождения предпринимателя и якобы информируют потребителей. Необходимо четкое разделение: вывески, не имеющие кроме наименования организации другой обязательной информации или содержащие помимо названия сведения об акциях, ассортименте товаров, должны признаваться рекламой и демонтироваться», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Владимир Васильев.
В ОНФ выяснили, что даже после оплаты штрафа собственники конструкций не спешат оформлять разрешения, поскольку размещать вывеску по своему усмотрению выгодно: пройдут месяцы, прежде чем граждане напишут жалобу, а чиновники предпишут демонтаж и, возможно, оштрафуют. В городе участились случаи размещения незаконной рекламы на охраняемых домах-памятниках, хотя согласно федеральному закону об объектах культурного наследия расположение габаритной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, не допустимы, а разрешения, выданные до 20 марта 2015 г., действуют до истечения срока действия.
Эксперты ОНФ уверены: выдавая разрешение на размещение вывески на историческом здании в охранной зоне, чиновники должны учитывать ряд требований к конструкции и согласовывать их с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), однако в процессе контроля за уже существующими конструкциями на фасадах домов-памятников КГИОП практически не участвует. В связи с этим представители петербургского штаба Народного фронта обратились в профильное ведомство с просьбой провести адресную проверку в историческом центре Санкт-Петербурга на наличие незаконных рекламных и информационных конструкций с участием КГИОП.