Об изменениях в той или иной сфере нашей жизни мы узнаем практически ежедневно: для водителей вводятся новые требования и санкции, появляются нововведения для владельцев недвижимости, индивидуальных предпринимателей, собственников бизнеса, строителей, принимаются новые профессиональные стандарты, старшее поколение с интересом наблюдает за изменением размера потребительской корзины и индексацией пенсии. Но не каждый задумывается, что даже за незначительной «корректировкой» их жизни стоит новый нормативный акт, и зачастую не один. Законодательные инновации, освещаемые общественными СМИ, — только верхушка айсберга. Гораздо труднее приходится таким профессиональным сообществам как бухгалтеры, кадровики, финансисты. Про профессии, связанные с применением права, не приходится и говорить. Все они должны знать даже о самых незначительных изменениях в «правилах игры». Тенденции развития современного права поражают воображение. Интересные цифры о развитии законодательства Российской Федерации были приведены в статистическом исследовании компании «Гарант», подготовленные для Центра стратегических разработок и представленные на заседании подгруппы «Предпринимательство» рабочей группы «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» Экономического совета при Президенте РФ.
Аналитическая работа охватывает период с 1 января 1994 года по 31 июля 2016 года. За это время было принято 6717 федеральных законов. Из них базовыми, то есть посвященными регулированию конкретных правоотношений, является только десятая часть — 670 федеральных законов. Все остальные 90% — о внесении изменений или об отмене предшественников.
Как следует из доклада Натальи Ткаченко, руководителя Производственного управления компании «Гарант», для всех отраслей права наблюдается увеличение ежегодно принимаемых актов. Исключением является только отрасль «Международные отношения», где наблюдается незначительный тренд на уменьшение ежегодно принимаемых актов.
В 90-х годах происходило накопление вновь создаваемых правовых норм с одновременной их взаимной увязкой. А в 2002-2004 годах началось активное развитие законодательства, его адаптация к экономическим и социальным процессам путем внесения изменений в законы. Если говорить о цифрах, то из 670 базовых документов к 31 июля 2016 года было отменено 122 (18%), действуют без изменений 74 (11%) и действуют с изменениями 474 (71%) федеральных закона. Как можно видеть, в подавляющее большинство действующих базовых федеральных законов внесены правки.
Примечательно, что выборы Государственной Думы Федерального Собрания влияют на рост количества принятых в последний год работы Государственной Думы очередного созыва федеральных законов. А вот выборы Президента Российской Федерации влияют на уменьшение количества принятых в год выборов федеральных законов.
Интересный анализ был проведен по стабильности российских кодексов. Наиболее изменчив оказался Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Период стабильности этого документа составляет десять дней. В Налоговый кодекс изменения вносятся каждые 14 дней, в Лесной кодекс — 22 дня, в Уголовно-процессуальный кодекс 26 дней, а в Земельный кодекс — 27 дней. Самым устойчивым является Таможенный кодекс Таможенного союза, индекс его стабильности составляет 730 дней. Также в наиболее «крепкую» категорию документов попадают: Семейный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Кодекс внутреннего водного транспорта и Арбитражный процессуальный кодекс.