В начале 2017 года начнёт действовать закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В простонародье его так же ещё называют - закон о коллекторах. Причиной принятия данного закона стали систематические противоправные действия коллекторов в процессе осуществления своей деятельности. Пожалуй, самым резонансным стал случай, произошедший в Ульяновске, когда коллектор из-за долга в 10 тыс. рублей забросил бутылку с зажигательной смесью в окно жилого дома, которая попала в двухлетнего ребенка. Ребёнка госпитализировали с ожогами лица и предплечий. Однако, известен так же ряд случаев, когда действия коллекторов хоть и не являлись по формальным признакам противоправными, но явно представляли угрозу общественной безопасности. Так, например, в декабре 2014 года в Челябинске неизвестные люди непрерывно звонили на номера телефонов больницы, требуя погашения задолженности по кредитному договору работника учреждения. Звонящие использовали специальные программы автодозвона, практически блокирующие связь. Жители города не могли дозвониться до больницы, чтобы вызвать неотложную помощь.
Поскольку граждане от противоправных действий со стороны коллекторов уже защищены в той или иной мере положениями уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях, которые предусматривают соответствующую меру ответственности для коллекторов за применение в своей деятельности угроз, насилия, вандализма и прочих противоправных действий, закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» в первую очередь направлен на то, что бы защитить общество и самих должников от тех действий коллекторов, которые хоть не противоречили действующему законодательству, но по сути своей были обременительны для общества и должников, а то и вовсе общественно опасны.
Таким образом, в первую очередь было ограничено право на взаимодействие с должником и третьими лицами. С должником контактировать сможет только лишь сам кредитор, либо действующая в интересах кредитора специализированная организация, включенная в государственный реестр. Кроме того, помимо ограничения общения с должником, так же существенно ограничена возможность общения и с третьими лицами, такими как работодатель, соседи, члены семьи и родственники и пр. Побеседовать с таковыми коллектор отныне сможет лишь при соблюдении двух условий: имеется согласие самого должника и не выражено несогласие третьего лица на такое общение. Кроме того, не допускается привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности.
Помимо ограничения круга лиц, которые могут вести обсуждение вопросов возврата просроченной задолженности, ограничено так же и число взаимодействий с самим должником по инициативе кредитора. Отныне допускается не более одной личной встречи с должником в неделю, а число телефонных переговоров должно быть не более одного в сути, двух в неделю и восьми в месяц. Так же нельзя будет связывать с должником в ночное время. Ограничения по числу взаимодействий с должником могут быть изменены по соглашению кредитора и должника. Ко всему прочему, через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательства, должник будет вправе направить кредитору и коллектору отказ от взаимодействия. После чего единственным инструментом для взыскания задолженности для кредитора останется лишь обращение в суд.
Если говорить про техническую сторону взаимодействия с должником, то кредитору или лицу, действующему от его имени, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров будет разрешено использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного с оператором связи договора. При этом будет запрещено скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику. Сейчас же коллекторы пользуется многочисленными сервисами, позволяющими совершать звонок практически с неограниченного списка телефонных номеров, что делает невозможным добавить телефонные номера коллекторов в чёрный список.
Если оценивать закон о коллекторах в целом, то, не смотря, на свой небольшой объём (всего 22 статьи), он получился весьма ёмким и затронул, пожалуй, почти все источники социальной напряженности связанные с феноменом коллекторства в России. А существенные штрафы за его неисполнение (до 2 млн. рублей) вероятнее всего заставят участников рынка коллекторских услуг соблюдать его в той или иной мере. Но самое главное, что у коллекторов уже не будет возможности нарушать некий социальный порядок, сложившийся в нашем обществе, мотивируя это лишь тем: «раз не запрещено, то разрешено».