По примеру западных стран в России запустили программу, для взаимодействия с органами власти. В команду organavt вошли юристы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Основатель проекта, Алексей Владимирович Петренко, рассказывает о причинах появления сервиса и разъясняет принципы работы.
Как пришла идея создать "Органавт"?
Впервые идея появилась десять лет назад. У государственных структур только заработали интернет-приемные. Публиковались регламенты для времени реакции на обращения граждан. Тогда мы поверили, что ситуация изменится. Но, система перестроилась, а проблемы остались. Скорость ответа на запрос изменилась, отписки сохранились в прежнем виде. Теперь они приходят чаще. Бюрократы по-прежнему отвечают оперативно и не по делу. Восемьдесят
процентов заявок, которые мы обрабатываем, решают очевидные бытовые ситуации и только двадцать спорные. Отказы приходят из-за того, что люди не сумели правильно заполнить бланк или использовали не тот термин. А кто-то пользуется этим, чтобы меньше работать.
Расскажите о внутренней работе системы.
Поступившие заявки распределяют по отделам. Если речь идет только о консультации, в течение 24 часов мы готовим обоснованное разъяснение, которое отправляем на электронную почту. Когда заказчику нужны платные услуги, менеджер связывается и уточняет данные. После проверки комплектности, заявка передается юристу, специализирующемуся на данной области права. В команде девять тысяч правоведов, треть из которых адвокаты. Мы не стремимся навязать услуги за деньги. Работы всегда больше, чем свободных рук. Постоянный штат увеличивается раз в месяц. Если человек может и готов самостоятельно разбираться с вопросом, юрист разъясняет порядок действий и дает ссылку на закон.
Опишите портрет заказчика. Кто эти люди?
«Органавт» – социальный сервис, и, в первую очередь, помогает решить повседневные задачи. Нанять адвоката для решения бытовой или семейной проблемы по карману не каждому жителю России. Запросы мы принимаем бесплатно. Платное заполнение форм и контроль стоят символично, по сравнению с тем, сколько берут за услуги оффлайн-юристы. Это возможно из-за потоковой загрузки адвокатов, которые за день обрабатывают десятки заявлений. Несмотря на напряжение, мы следим, чтобы каждая присланная проблема нашла решение. Так же в «Органавт» обращаются организации. У штатных юристов фирмы не хватает времени на подготовку, а руководство отказывается нанимать помощника. Тогда, мы по договору частично берем работы на себя.
Какова миссия проекта? Победить бюрократию невозможно. Но, зная, чего боится сотрудник на государственной службе, мы заставляем его действовать. Миссия в том, чтобы работать двигателем, крутящим шестеренки государственной машины. Действия каждого органа регламентированы специальными положениями и правилами.
Если понимать на какие рычаги надавить, у запрошенной стороны не остается пространства для маневра. Трудно отказать дипломированному юристу, который приводит аргументы, ссылаясь на закон.