О процедуре обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц рассказал в своём интервью начальник Ульяновской таможни Сергей Жданович.
– Сергей Александрович, не секрет, что не всегда граждане и организации согласны с решением таможни. Расскажите, пожалуйста, какие действия возможны в такой непростой ситуации?
Защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности является одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Сюда относится, в том числе, и право на обжалование незаконных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
Правовая регламентация подачи, рассмотрения и разрешения жалоб в области таможенного дела установлена главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 37 указанного закона решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд общей юрисдикции, арбитражный суд.
Процедура ведомственного обжалования предполагает подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган. Вышестоящим таможенным органом для таможенного поста является таможня, в подчинении которой находится таможенный пост, для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление, для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России, для регионального таможенного управления - ФТС России.
При этом жалоба может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решения, действия, бездействие которого обжалуются.
Следовательно, обжалуя решение таможенного поста Ульяновской таможни, жалобу можно подать непосредственно в таможню или через пост. Для Ульяновской таможни, в свою очередь, вышестоящим таможенным органом является Приволжское таможенное управление.
– Таким образом, можно обратиться как в суд, так и в таможенный орган. Какой путь, по вашему мнению, будет наиболее целесообразным для участников внешнеэкономической деятельности?
Я полагаю, что наиболее удобной формой обжалования является ведомственное обжалование. По сравнению с судебным обжалованием, обращение с жалобой в вышестоящий таможенный орган имеет ряд преимуществ. Такая процедура проста и доступна, а сроки её проведения намного меньше сроков судебного разбирательства. Даже если решение принимается не в пользу участника внешнеэкономической деятельности, появляется возможность более тщательно подготовиться к защите своих интересов в суде. В вышестоящем таможенном органе жалобу рассматривают специалисты практики в области таможенного дела, при этом какая либо государственная пошлина за это не взимается. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы судом, исполняется таможенным органом уже после его вступления в законную силу, тогда как решение вышестоящего органа исполняется в десятидневный срок, если таким решением не установлено иное.
– Существуют ли какие либо сроки для обращения с жалобой в таможенный орган?
Сроки подачи жалобы ограничены. Обжалование должно произойти в течение трёх месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Жалоба на бездействие подается в течение трёх месяцев со дня истечения срока, установленного для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия в соответствии с таможенным законодательством.
Исходя из практики, могу сказать, что возможны различные жизненные ситуации и если срок уже прошел, он может быть восстановлен по письменному заявлению лица, подавшего жалобу, при условии указания в заявлении уважительных причин пропуска срока обжалования и их документального подтверждения. Однако, если лицо, пропустившее срок для обжалования, не обратилось с заявлением на восстановление этого срока, либо заявление было отклонено, таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы.
– Истечение срока обжалования – единственный случай, когда жалобу могут «не принять», или существуют дополнительные условия, соблюдение которых необходимо для обращения с жалобой?
Существует еще несколько случаев, когда таможенный орган не сможет рассмотреть жалобу. Все они установлены законодательством.
В рассмотрении жалобы будет отказано, если: в жалобе отсутствуют сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии (в чем выразилось, кем принято или совершено (допущено)), о лице, обратившемся с жалобой, отсутствует собственноручная подпись заявителя (его представителя), жалоба подана лицом, права которого непосредственно обжалованными решениями, действиями, бездействием не нарушены, либо лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы; если аналогичная по содержанию жалоба подана в суд и принята им к рассмотрению; если предметом жалобы является решение, действие (бездействие) не таможенного органа или его должностного лица, обжалованный документ не является решением таможенного органа или его должностного лица, влекущим для заявителя правовые последствия; если имеется решение в отношении этого же заявителя и о том же предмете жалобы; если отсутствует предмет жалобы, т.е. факт принятия решения, совершения действия, допущения бездействия не подтвердился.
В перечисленных случаях в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы или информации о принятии судом к рассмотрению жалобы аналогичного содержания таможенным органом в адрес заявителя направляется решение об отказе в рассмотрении его жалобы по существу.
Однако, не стоит забывать, что по статистике каждая четвертая жалоба, направленная в Приволжское таможенное управление, была удовлетворена, тогда как суд признавал правоту заявителя лишь в одном из шести случаев обращения. Такая статистика явно говорит в пользу обжалования в вышестоящие таможенные органы.