Согласно Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При этом Закон о кадастре определяет порядок представления заявителями заявления и документов для осуществления кадастрового учета
Документы для осуществления кадастрового учета могут быть представлены заявителем или его представителем в орган кадастрового учета:
- непосредственно в орган кадастрового учета (в Республике Карелия это Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Карелия);
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ). Со списком пунктов приема (выдачи) документов многофункционального центра в Республике Карелия можно ознакомиться на сайте МФЦ ;
- посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении;
- с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
При этом заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра.
В случае направления документов по почте заявление о кадастровом учете должно быть подписано заявителем или его представителем, при этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Следует отметить, что форма заявления о кадастровом учете утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации.
В случае, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной подписью заявителя или электронной подписью его представителя.
Независимо от способа предоставления документов межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Важным является то, что орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре. Также орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя представления документов, которые хотя и необходимы для данной услуги, но находятся в распоряжении иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, так как такие документы орган кадастрового учета запрашивает самостоятельно путем направления межведомственного запроса.
Обращаем внимание, что в Филиале Кадастровой палаты по Республике Карелия установлен сокращенный срок кадастрового учета по заявлениям, представленным в электронном виде посредством портала услуг Росреестра от 3 до 5 рабочих дней.