4 года понадобилось частной китайской авиакомпании East Star Airlines (г. Ухань, провинция Хубэй), чтобы начать свою деятельность, резко достичь высокого уровня доходов и закончить… банкротством. В 2005 году компания получила Действительное свидетельство авиационного пользователя, в 2006 г. приступила к осуществлению маршрутных полетов. По словам генерального директора предприятия Лань Шили, за первые полгода работы было перевезено 255 тысяч пассажиров, торговая выручка составила 135 миллионов долларов США. В это же время данной компании выдвинули претензии 8 крупнейших авиаперевозчиков в связи с заниженными ценами на билеты. Уже в начале 2008 г. бывший топ-менеджер Ма Гэшэн предъявил иск работодателю, в результате чего суд обязал East Star Airlines выплатить работнику около $400 тыс в качестве экономической компенсации за невыплаченную заработную плату. Вскоре после этого пилоты компании подали в суд на компанию, обвинив в нарушении трудового договора и потребовав сверхурочную выплату в размере $1,32 млн.
По подсчетам бухгалтерской компании Юн, к концу года общие активы East Star Airlines составляли $92,6 млн, долги - $151 млн, из них неплатежеспособные – $58,8 млн. В марте 2009 г. полеты East Star Airlines по решению Главного управления гражданской авиации Китая были остановлены, в мае – компания ликвидирована. В конце августа East Star Airlines была официально признана банкротом.
«На рынок авиаперевозок огромное влияние оказал кризис», - уверен Евгений Колесов, генеральный директор Optim Consult, одной из крупнейших на территории КНР консалтинговых компаний. «Увеличились расходы: посадочные сборы, топливная надбавка, страховка…С одной стороны, в такой ситуации проще государственным компаниям, которые могут рассчитывать на правительственные дотации. С другой, именно частные имеют возможность проводить более гибкую политику управления в зависимости от меняющихся условий рынка. К сожалению, East Star Airlines не удалось вовремя разработать грамотную и эффективную систему менеджмента», - подчеркнул эксперт по Китаю.
Стоит отметить, что многие компании выдвигали свои инновационные идеи по реструктуризации деятельности авиаперевозчика, тем не менее, все предложения были отвергнуты судом. Так, в частности, план реструктурирования от ведущего частного инвестиционного банка Китая ChinaEquity, намеревающегося инвестировать порядка $45 млн, был отклонен в силу «недостаточного количества предоставленных документов, подтверждающих источник финансирования, и комплекса мер для защиты интересов кредиторов».