Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость, а для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель.
Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, где определен порядок проведения данных работ. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации не реже одного раза в 5 лет.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (ГКОЗ НП), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, и Техническими рекомендациями по ГКОЗ НП, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, в 2011 году на территории Краснодарского края проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края в соответствии с государственным контрактом от 20.12.2010 № 4КЦП 2010 являлся ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ.
Работы выполнены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152, а также Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), что подтверждается положительным экспертным заключением НП «Кадастр-оценка» от 28.10.2011 № Э11-0705-01-02.
Результаты оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».
Полагаем необходимым отметить, что согласно статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю приказом Росреестра от 19.12.2011 № П/512, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заинтересованные лица в праве обратиться в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Результаты работ по проведению государственной оценке земель приведены ниже в таблице:
Год проведения государственной кадастровой оценки Наименование вида объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка (категория земель) Реквизиты (дата, номер) и наименование акта органа власти субъекта Российской Федерации, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости (далее – Акт органа власти)
1 2 3
2011 земли населенных пунктов Приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края»
2011 объекты недвижимости Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.01.2012 № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края»
2008 Земли сельскохозяйственного назначения в составе земель садоводческих и дачных объединений на территории Краснодарского края Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2009 № 335 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих и дачных объединений на территории Краснодарского края»
2008 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 № 730 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края»
2008 Земли особо охраняемых территорий Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2009 N 332 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Краснодарского края»
2006 Земли сельскохозяйственного назначения Постановление главы администрации Краснодарского края от 30.11.2006 № 1071 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края»
Орган кадастрового учёта не является заказчиком и исполнителем работ по проведению государственной кадастровой оценки, не утверждает её результаты.
Орган кадастрового учёта определяет кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222, на основании утвержденных результатов определения государственной кадастровой оценки в разрезе категории земель.
Например: при рассмотрении заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определяется сотрудником филиала в текущем режиме по формуле
КС = S(з.у.) × УПКС
6797330 руб. = 1000 кв.м × 6797,33 руб./кв.м
т.е. кадастровая стоимость равна произведению площади земельного участка на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости, соответствующего акта органа власти в разрезе категории земель.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Обращаем внимание, что кадастровая стоимость земли сама по себе не является налогом и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налог определенного размера.
Размер земельного налога определяется не только размером налоговой базы (кадастровой стоимости), но и, в не меньшей степени, процентной ставкой, вопросы установления которой находятся в компетенции органов местного самоуправления. Именно при их установлении и должна учитываться экономическая обоснованность налога и фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Экономическая обоснованность взимаемого налога состоит не в искусственном занижении стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с пожеланиями налогоплательщика, а в экономически обоснованных налоговых ставках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.