Какие документы необходимо представить для регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом, если право собственности на земельный участок, предоставленный для ИЖС, зарегистрировано?
Согласно п.4 ст.25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о регистрации) правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2.1 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, необходимо обратиться в орган кадастрового учета по вопросу постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. В соответствии со статьей 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За государственную регистрацию права собственности физического лица на создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства объект недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Для каких целей должен быть предоставлен земельный участок, чтобы зарегистрировать право собственности на объект вспомогательного назначения на основании декларации об объекте недвижимого имущества?
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство являются:
• документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
• правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества объекта недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
Таким образом, применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимости, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством не требуется разрешения на строительство) в статье 25.3 Закона о регистрации отсутствует привязка к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Возможна ли регистрация права собственности в упрощенном порядке на объект, построенный на земельном участке, предоставленном в аренду для ведения огородничества?
Согласно пункту 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных федеральным законом или договором.
Возможность осуществления государственной регистрации права собственности арендатора земельного участка на созданный им объект недвижимости обуславливается условиями договора аренды, которые должны определять (с учетом пределов разрешенного использования такого участка) право арендатора на застройку участка в целом либо на строительство конкретного вида объекта недвижимости.
С учетом пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации из условий договора аренды должна однозначно следовать возможность строительства соответствующих объектов недвижимости на арендуемом участке.
В противном случае такая постройка согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является самовольной, а лицо, осуществившее строительство, не приобретает на нее право собственности.
Действительно ли местные администрации должны обеспечивать кадастровые работы в отношении земельных участков для ведения садоводства для дальнейшей регистрации прав на них в упрощенном порядке?
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе (а не должны) обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
В указанных целях соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в том числе:
подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на них объектах недвижимости;
• получают кадастровые паспорта объектов недвижимости и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;
• подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
На основании каких документов можно прекратить право собственности на садовый дом, который на сегодняшний день снесен? Право собственности на садовый дом зарегистрировано в рамках «дачной амнистии».
Одним из оснований прекращения права собственности на имущество в силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации является гибель или уничтожение этого имущества.
Погашение записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном в упрощенном порядке (на основании декларации об объекте недвижимого имущества) праве на садовый дом в связи с прекращением его существования возможно на основании представленных в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, правообладателем (либо представителем правообладателя) такого имущества заявления и соответствующего документа, свидетельствующего о прекращении существования садового дома.
Таким документом может являться акт обследования, предусмотренный статьей 42 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», либо вступивший в законную силу судебный акт, свидетельствующий о факте сноса объекта недвижимости.