Одним из векторов развития сферы предоставления государственных и муниципальных услуг является создание для их потребителей максимально комфортных условий получения таких услуг, в том числе путем исключения или ограничения участия граждан в процессе подготовки документов, сокращения сроков их оказания, минимизации потоков заявителей в различных ведомствах. В этой связи, в настоящее время законодательство в данной сфере претерпевает изменения, направленные, в частности, на расширение круга полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяя им самостоятельно взаимодействовать с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, освобождая таким образом граждан от «хождения по инстанциям».
Принятие Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" , вступившего в силу 24.06.2014, является одной из последовательных мер, направленных на дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере государственной регистрации прав.
В соответствии с внесенными Федеральным законом № 171-ФЗ в п.1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменениями, орган государственной власти или орган местного самоуправления наделены полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации прав граждан в случаях, когда такие права возникают на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления (например, договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан).
Следует отметить, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления и ранее обладали полномочиями на обращение в Управление Росреестра по Алтайскому краю от имени граждан с заявлениями о государственной регистрации их прав. Такие полномочия были делегированы им Федеральным законом от 28.02.2012 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и распространялись только на случаи государственной регистрации прав граждан в упрощенном порядке, а также получения свидетельств о государственной регистрации прав и (или) иных документов и передачи их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
С принятием же Закона № 171- ФЗ у граждан появилась возможность при обращении в орган местного самоуправления в целях заключения договоров или иных соглашений одновременно ходатайствовать о представлении органом местного самоуправления в регистрирующий орган необходимых документов для проведения регистрации прав на приобретаемые объекты.
Делегирование указанных полномочий органам местного самоуправления позволяет гражданам не затрачивать свое время на самостоятельное обращение в регистрирующий орган, а единожды предоставить в орган местного самоуправления одновременно с документами для заключения договора или иного соглашения документы, необходимые для государственной регистрации своих прав на его основании, которые отсутствуют в распоряжении органа местного самоуправления (например, нотариально удостоверенное согласие супруга на заключение сделки, документ об оплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий и т.п.), что в полной мере способствует реализации принципа «одного окна» при оказании государственных (муниципальных) услуг.