Вопрос:
На каком основании и каким образом проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства?
Ответ:
Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:
- принятие решения о проведении проверки;
- подготовка к проверке;
- проведение проверки (выездной или документарной);
- подготовка акта проверки соблюдения земельного законодательства;
- принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по выявленным нарушениям.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановой является проверка, включенная в план, формируемый на один год, утверждаемый приказом Управления Росреестра по Белгородской области. Основанием для включения юридического лица, индивидуального предпринимателя в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации или окончания проведения ее последней плановой проверки.
Проверка не включенная в план является внеплановой.
Внеплановые проверки проводятся в случаях:
- необходимости проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений;
- в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства;
- в отношении юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки проводятся в случаях, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:
- непосредственно на земельном участке (выездные проверки);
- без выезда на земельный участок (документарные проверки).
Выездные проверки могут проводиться в случае проведения плановых проверок, а также при наличии необходимости - внеплановых проверок.
В иных случаях проверки проводятся в форме документарных проверок.
Вопрос:
Имеются ли отличия в проведении проверок в отношении граждан и предприятий, организаций, частных предпринимателей? Если имеются, то в чем они заключаются?
Ответ:
Да отличия имеются и причем существенные. Проверки земельных участков граждан могут проводиться ежегодно в соответствии с ежегодными планами проведения проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, утвержденными в установленном порядке, а также внеплановые проверки - по заявлениям (обращениям) граждан и юридических лиц по вопросам касающихся нарушения земельного законодательства, органов местного самоуправления, сообщениям в средствах массовой информации, содержащим данные, указывающие на наличие нарушений земельного законодательства и актов судебных органов.
Основанием для включения юридического лица, индивидуального предпринимателя в план является истечение трех лет со дня его государственной регистрации или окончания проведения последней плановой проверки.
В отношении юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки проводятся в случаях, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» после согласования с органами прокуратуры.
Вопрос:
Какие организации на территории нашей области осуществляют земельный надзор?
Ответ:
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле» специально уполномоченными органами, на которые возложены функции по осуществлению государственного земельного контроля являются:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (Управление Росреестра по Белгородской области).
2. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Управление Росприроднадзора по Белгородской области).
3. Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (Управление Россельхознадзора по Белгородской области).
Вопрос:
Какая ответственность предусматривается за нарушения земельного законодательства и каковы размеры административных штрафов накладываемых инспекторами вашей службы?
Ответ:
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За нарушения земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), можно выделить статью 8.8 КоАП РФ:
1. Использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течении срока, установленного федеральным законом, влечет наложение штрафа - на граждан от 1 тыс. рублей до 1,5 тыс. рублей; на должностных лиц от 2-х до 3-х тыс. рублей; на юридических лиц от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.
2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение на граждан от 2-х до 2.5 тыс. рублей; на должностных лиц от 4-х до 5 тыс. рублей; на юридических лиц от 70 до 80 тыс. рублей.
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю (статья 7.1 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на граждан от 0,5 до 1,0 тыс. рублей; на должностных лиц от 1 до 2-х тыс. рублей; на юридических лиц от 10 до 20 тыс. рублей.
Уничтожение межевых знаков границ земельного участка, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков (часть 1 статьи 7.2 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на граждан от 0,3 до 0,5 тыс. рублей; на должностных лиц от 0,5 до 1 тыс.рублей; на юридических лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
Самовольная переуступка права пользования землей, а равно самовольная мена (статья 7.10 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на граждан от 0,5 до 1 тыс. рублей; на должностных лиц от 1 до 2 тыс. рублей; на юридических лиц от 10 до 20 тыс. рублей.
За невыполнение законного предписания об устранении нарушений земельного законодательства выданного госземинспектором, составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и передается для рассмотрения в мировой суд. Аналогичная процедура проводится по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, за несвоевременную уплату административного штрафа наложенного госземинспектором.
Вопрос:
Можно ли провести проверку в отношении юридического лица по заявлению гражданина?
Ответ:
Можно, только в том случае, если в заявлении гражданина содержится информация указанная в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, растениям, окружающей среде.
Необходимо учесть следующее, что проверки по заявлениям граждан, организаций, органов местного самоуправления в отношении юридических лиц будут являться внеплановыми и должны в обязательном порядке согласовываться с органами прокуратуры.
Вопрос: Осуществляет ли Управление Росреестра по Белгородской области контроль за деятельностью кадастровых инженеров?
Ответ: Управлением осуществляется федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, а также контроль за соблюдением лицензионных требований при проведении работ, относящихся к геодезической и картографической деятельности, в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии всеми участниками отношений в области геодезической и картографической деятельности
Реализация данных полномочий осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в отношении субъектов геодезической и картографической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Управления, уполномоченными на осуществление государственного геодезического надзора, в том числе осуществляется контроль за геодезической деятельностью входящей в состав кадастровых работ осуществляемых кадастровыми инженерами.
Так текущем году в рамках проведения плановых проверок по государственному геодезическому надзору выявлено три случая внесения лицами, осуществляющими кадастровую деятельность в межевые планы заведомо ложных сведений о пунктах опорной межевой сети и о средствах измерений использованных ими для производства геодезических измерений в составе кадастровых работ, ответственность за данное правонарушение предусмотрена п. 4 ст. 14.35 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренные данной нормой, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1), а возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4), в том числе по материалам проверок проведенных Управлением, в связи с чем материалы проверок переданы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
При проведении проверок установлено, что кадастровые инженеры получают координаты исходных пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети, являющихся материалами и данными ФКГФ, ГФДЗ и составляющие сведения государственного кадастра недвижимости из неизвестных источников, что является нарушением исключительных прав Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Санкция данной нормы позволяет требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда. В настоящее время материалы проверки в отношении одного кадастрового инженера переданы в суд для привлечения к ответственности за нарушение исключительных прав Российской Федерации.
Вопрос: Где можно получить исходные данные для производства топографо-геодезических работ?
Ответ: Исходные данные для производства топографо-геодезических работ можно получить из федерального картографо-геодезического фонда (ФКГФ) Управления на основании соответствующего запроса:
1. При запросе материалов и данных ФКГФ открытого пользования заполняется Заявление о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов по форме утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 02.12.2011 № 706.
2. При запросе материалов и данных ФКГФ ограниченного распространения заполняется заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда по форме утвержденной приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 05.08.2002 № 114-пр.
Порядок подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных ФКГФ размещен на подсайте Управления www.to31.rosreestr.ru в разделе «Картография».
Также по вопросам предоставления материалов и данных ФКГФ можно проконсультироваться обратившись в отдел государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления по телефонам: (4722) 200647, 200653.
Прием заявителей осуществляется по адресу: г. Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 162, понедельник-пятница с 8-00 до 17-00, перерыв с 12-00 до 13-00.
Вопрос: Где можно узнать о сохранности геодезических пунктов государственной геодезической сети?
Ответ: В отделе государственного земельного надзора, геодезии и картографии геодезии и картографии Управления можно получить следующую информацию о пунктах государственной геодезической сети (ГГС):
- наличие пунктов ГГС и ГСС;
- их местоположение;
- состояние и сохранность;
- последний год обследования.