Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности) на арбитражного управляющего возложено достаточно много полномочий по подготовке и проведению процедур банкротства. Но не всегда они соизмеримы с принципами разумности и добросовестности, которым обязан следовать арбитражный управляющий, действуя в интересах должника, кредиторов и общества.
Законом о несостоятельности установлены санкции в отношении арбитражного управляющего в случае причинения убытков должнику, кредиторам и третьим лицам, которые применимы с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков.
Факт причинения убытков обязательно должен быть установлен судом.
Должник, кредитор или иные лица, полагающие, что их права были нарушены арбитражным управляющим и потерпевшие убытки, могут обратиться в суд с исковым заявлением об их взыскании. В исковом заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается правонарушение арбитражного управляющего, какие убытки вследствие этого причинены, а также причинно-следственную связь между первым и вторым условием. В случае недоказанности одного из вышеуказанных условий основания для взыскания убытков с арбитражного управляющего отсутствуют.
По результатам рассмотрения такого заявления судом выносится определение, на основании которого может быть выдан исполнительный лист.
Действующее законодательство о банкротстве не регулирует порядок рассмотрения споров о возмещении убытков кредиторам и иным заинтересованным лицам.
Ответственность арбитражного управляющего, установленная Законом о несостоятельности, является гражданско-правовой, поскольку влечет за собой юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, поэтому убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии с данной статьей лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, с учетом обстоятельств дела, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу положений гражданского законодательства арбитражный управляющий обязан возместить убытки добровольно.
Законодатель не определил момент возникновения у кредитора права на обращение в суд с иском о взыскании убытков. Следовательно, кредитор вправе обратиться с данным иском в любое время.
Требования должника и кредиторов о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим, заявленные в рамках дела о банкротстве, подлежат рассмотрению арбитражным судом.
После завершения процедуры либо прекращения производства по делу о банкротстве требования о возмещении убытков, если они не были предъявлены и рассмотрены в рамках дела о банкротстве, также могут быть заявлены в пределах оставшегося срока исковой давности, общий срок которой установлен ГК РФ и составляет три года.
В интересах кредитора или иного лица требование о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим в рамках проведения процедуры банкротства, следует заявлять именно в рамках данной процедуры банкротства. Такой порядок отвечает соображениям процессуальной экономии, но и позволяет суду наиболее полно и всесторонне рассматривать требования о взыскании убытков, поскольку в этом случае в его распоряжении находится наиболее полная доказательственная база.
Чтобы привлечь арбитражного управляющего к ответственности, избежать проблем доказывания наличия в его действиях всех обязательных условий, заинтересованному лицу рациональнее сначала обратиться с жалобой на его действия (бездействие). Затем, в случае вынесения арбитражным судом определения об удовлетворении данной жалобы, учитывая преюдициальное значение указанного судебного акта, обратиться с заявлением о возмещении арбитражным управляющим убытков.
Зачастую в судебной практике встречаются ситуации, когда заинтересованное лицо просит взыскать с арбитражного управляющего судебные расходы и вознаграждение управляющего, ранее взысканные с этого лица в пользу арбитражного управляющего за проведение процедуры банкротства. Однако такие расходы не могут рассматриваться в качестве убытков, причиненных арбитражным управляющим в ходе банкротства должника.
Согласно положениям Закона о несостоятельности все судебные расходы, в том числе на выплату вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. Если у должника отсутствуют средства, достаточные для погашения этих расходов, их обязан погасить заявитель, но за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Таким образом, судебные расходы по делу о банкротстве должника не могут расцениваться как убытки, поскольку отсутствует какая-либо причинно-следственная связь между действиями (бездействием) арбитражного управляющего и расходами заявителя по делу, представляющими собой вознаграждение арбитражного управляющего, к тому же установленное соответствующим судебным актом.
Зачастую лица, обращающиеся с вышеуказанными требованиями, сталкиваются как с проблемой подготовки заявления о взыскании убытков, так и с процедурой доказывания. Еще большей проблемой является последующее взыскание денежных средств с арбитражного управляющего, ведь сумма причиненных убытков может иметь размеры, значительно превышающие возможности арбитражного управляющего. Для того, чтобы возместить убытки максимальным образом, заинтересованным лицам необходимо своевременно привлекать к участию в деле страховые компании или саморегулируемые организации арбитражных управляющих, в которых застрахована ответственность арбитражного управляющего.
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Закона о несостоятельности страхованию подлежит любая имущественная ответственность арбитражного управляющего, связанная с возмещением убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве.
Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является наступление ответственности арбитражного управляющего перед кредиторами и иными участвующими в деле о банкротстве лицами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда.
Таким образом, при неисполнении арбитражным управляющим обязанности по возмещению убытков, подтвержденным решением арбитражного суда, лицо, которому были причинены убытки, имеет право обратиться с требованием об их возмещении непосредственно к страховщику.
Кроме того, ранее заявленное и удовлетворенное судом требование о возмещении убытков, но не исполненное арбитражным управляющим, не является основанием для отказа в удовлетворении такого требования страховщиком.
Еще одним средством обеспечения ответственности арбитражного управляющего является компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих, формируемый для осуществления выплат в связи с возмещение убытков, причиненных арбитражным управляющим.
Недобросовестность арбитражного управляющего может повлиять и на его дальнейшую профессиональную деятельность. Так, арбитражный управляющий, не возместивший полностью причиненные кредиторам убытки, не может утверждаться в процедуры банкротства в качестве временного, внешнего или конкурсного управляющего. Если же причинивший убытки, арбитражный управляющий уже утвержден на процедуру банкротства, то после выявления факта невозмещения причиненных убытков он может быть отстранен арбитражным судом от процедуры. С требованием от отстранении арбитражного управляющего может обратиться любой участник дела о банкротстве.