Предложен к рассмотрению законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», который исключает институт категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.
В целях обеспечения исполнения пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26.10.2012 № Пр-2869 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 по вопросу «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц» Правительство Российской Федерации 04.03.2014 внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».
Законопроектом предусматривается совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков.
В настоящее время одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Законопроектом предлагается исключить из действующего законодательства понятие «категория земель» и, соответственно, процедуру перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, сохранив при этом процедуру установления территориальных зон в правилах землепользования и застройки.
Вместе с тем предлагается предусмотреть иную процедуру установления и изменения границ территориальных зон, определить их виды, состав, содержание, а также установить порядок определения видов разрешенного использования земельных участков как в соответствии с регламентами использования территории, так и в случаях, когда на отдельные виды территорий их действие не распространяется.
Также предусматриваются особые переходные положения для тех случаев, когда документы территориального планирования и (или) правила землепользования не определяют разрешенное использование земельного участка. «В таких случаях сведения о категории земель исключаются из государственного кадастра недвижимости не ранее включения в него сведений о разрешенном использовании земельных участков. С учетом этого, отмена института категории земель не должна привести ни к правовым пробелам, ни к сложностям в правоприменении», - сообщила заместитель начальника отдела кадастровой оценки недвижимости, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Ростовской области Т.С. Гунькова.
Также Т.С. Гунькова отметила, что законопроектом предлагается ввести понятие «сельскохозяйственный регламент», разработка которого в отношении всех сельскохозяйственных земель как документа, определяющего виды и особенности использования сельскохозяйственных земель, позволит ограничить произвольную застройку сельскохозяйственных земель.
Предлагается изменить основания и порядок установления ограничений прав в использовании земельных участков, расположенных в границах охранных зон, которые позволят систематизировать положения об ограничениях в использовании земельных участков и обеспечить права и законные интересы собственников земельных участков, расположенных в границах охранных и защитных зон, равно как и публичные интересы, а также будут способствовать предупреждению судебных споров.
Законопроект направлен на укрепление института собственности, создание условий для единообразного порядка установления разрешенного использования земельных участков, развитие системы планирования территорий, упрощение системы управления земельными ресурсами и строительным комплексом.
Планируемые юридические последствия принятия соответствующего федерального закона состоят в возможности устранения существующих противоречий и пробелов действующего законодательства и установления единого правового регулирования указанных отношений.