Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающий в силу с 1 января 2014 г., призван заменить Закон N 94-ФЗ о госзакупках.
Главным отличием 44-ФЗ является то, что в нем прописан, по сути, сплошной закупочный цикл, который должен обеспечить прозрачность результатов, начиная от планирования закупки, приема работ и заканчивая анализом конкретных результатов. Существенным нововведением стало планирование. Появляется возможность прослеживать процесс закупок с того момента, как заказчик определил, в чем появилась потребность. Из прогноза это идет в план закупок и затем в план-график. По существу, это уже обязательство, которое показывает, что будет закупаться на следующий год. В 94-ФЗ также были планы-графики, но они не сверялись с тем, что в действительности покупалось. В новом 44-ФЗ появляется четкая последовательность: планирование, завязанное на бюджетировании. Затем - исполнение процедур. Причем все прозрачно и доступно для контроля в информационной системе: будь то отчет заказчика, что именно куплено, как эффективно работает, кому поставляется и даже объем поставки. Для бизнеса особенно важно, что госзаказчики обязаны составлять и публиковать планы своих закупок. Это позволит лучше подготовиться к подаче заявки и спланировать работу предприятия с учетом возможности размещения госзаказа. Инновационные предприятия извлекут выгоду за счет возможности заключения контракта жизненного цикла (поставка плюс обслуживание и эксплуатация). Это особенно важно в отношении высокотехнологичных товаров, где поставщик и обслуживающая организация - это зачастую единое целое.
Если в 94-ФЗ было два основных акцента - найти и уличить нарушителя и сэкономить средства, то в Федеральной контрактной системе (ФКС) основная цель - результат. За него по ФЗ-44 отвечают заказчик и поставщик. За удовлетворение государственной потребности и за то, что никто не помешал процедурам, отвечает контролер. У участников процесса появляются не только права, но и обязанности нести ответственность за результат, то есть за сроки и качество исполнения госзаказа.
Также в 44-ФЗ вводится институт общественного контроля за закупками и ходом исполнения контрактов, а органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Есть опасность, что данный пункт нанесет вред бизнесу, поскольку могут появиться недобросовестные лица, которые будут обжаловать решение торгов через суды и шантажировать исполнителей и отвлекать их ресурсы.
Кроме того, в законе установлены случаи обязательного общественного обсуждения закупок. Такие нормы вступят в силу с 1 января 2016 года, до этого же момента обязательно подлежат обсуждению закупки на сумму свыше 1 млрд руб.
Новый закон также позволяет стимулировать рынок, что особенно важно для бизнеса. Раньше добросовестные поставщики практически вытеснялись с рынка из-за невозможности постоянно опускать цену иногда ниже рыночной, их подчас вынуждали вступать в сговор с посредниками, что, по сути, перемещало госзаказ в теневую сферу. 44-ФЗ вводит антидемпинговые меры. Так, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 млн рублей, а участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена на 25 и более процентов ниже начальной, контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза выше, чем установлено в документации. В случае если речь идет о закупке товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, поставщику необходимо будет представить расчет предлагаемой цены и обосновать ее.
Вместе с тем, с точки зрения бизнеса, введение полуторного обеспечения контракта может привести к отказу некоторых поставщиков от участия в конкурсе, что снизит конкуренцию. При этом вводится более широкий реестр способов размещения заказа. Теперь лазерное оборудование и булавки мы будем закупать по разным процедурам.
По сравнению с 94-ФЗ законом о ФКС предусмотрены дополнительные способы закупок. Первое: конкурс с ограниченным участием.
Например, требуется купить сложный товар, поставить который имеют возможность не все поставщики. Необходимо изучить репутацию, квалификацию этих поставщиков. К примеру, возьмем строительные объекты. Второе: двухэтапный конкурс. Такой вариант размещения заказа проходит, когда заказчику, например, требуется уточнить задание. Это сложная раскладка с включением НИРов, НИОКРов, технологических работ, когда заказчику необходимо помочь с поиском решения. И именно здесь приходит на помощь предпринимательское сообщество - эксперты отрасли. Сначала уточняются критерии закупки - техзадание, затем составляются конкретные предложения. Третье: запрос-предложение. Такой способ закупок используется, когда у заказчика объективно нет времени на проведение более сложных конкурентных процедур.
Еще одно новшество по сравнению с 94-ФЗ - то, что электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный доход от размещения этих средств. Кроме того, в законе четко прописано, что закупки у субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО должны составлять не менее 15%. При этом 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех закупках, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта, которая позволит сопоставлять и контролировать информацию о контрактах.
Существенным нововведением 44-ФЗ стало предоставление заказчику и поставщику возможности расторжения контракта в одностороннем порядке в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей контрагентом (но это должно быть оговорено в документации об осуществлении закупки).
Тем не менее у предпринимателей вопросы к закону остались. В частности, статьей 31установлены требования к участникам торгов. Например, это отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и права занимать определенные должности. Предпринимателю - участнику торгов необходимо иметь справку об отсутствии судимости, которую выдают на портале госуслуг. Процедура получения справки - 30 дней. Бизнесмен может просто не успеть ее получить - госзаказ может пройти в более краткие сроки. Также из 94-ФЗ перекочевала спорная норма о начальной (максимальной) цене. Остается вопрос: удастся ли в плане-графике точно указать максимальную цену товара или услуги, которые фактически будут куплены или оказаны через год или даже позже?
Подводя итог, можно сказать, что 44-ФЗ еще предстоит усовершенствовать. В настоящее время, хотя закон был принят в апреле и еще не вступил в силу, в него уже готовится ряд поправок.