Интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности – это, в первую очередь, информация, которая и является объектом собственности. Значит, специализация менеджмента службы по интеллектуальным правам в первую очередь должна быть в области информационных технологий.
В современном мире цифровых технологий эффективное управление информацией – это не просто сбор и хранение данных, но и структура хранилища, алгоритмы обработки информации, интеграция информации из разных хранилищ, автоматизация процессов сборов и обработки.
Современные информационные технологии позволяют добиться высокой эффективности управления информацией только при умелом их использовании.
Что происходит сегодня?
Во главе Роспатена и ФИПС стоят люди, которые являются специалистами в области интеллектуальной собственности в рамках действующего законодательства (проверить правильность оформления документов, регистрация прав и т.д.), но при этом не разбираются в информационных технологиях и тем более в архитектуре информационных систем.
Что в результате?
В результате служба по интеллектуальной собственности превратилась в бюрократического монстра, который отпугивает своими бюрократическими правилами изобретателей, а промышленности не дает возможности эффективно применять новые изобретения отсутствием логичной структуры и алгоритмов доступа.
В результате штат службы уже превышает 2500 человек, при объеме новых заявок на изобретения в среднем 50 в день, а товарных знаков 150 в день. Несложно подсчитать, что на каждую заявку приходится по 12,5 человек. Но при этом сроки регистрации изобретения и товарных знаков составляют годы. Объясняется это тем, что реальных специалистов, выполняющих экспертизу, единицы. Кто же тогда составляет остальную армию? И зачем она нужна в современном мире безбумажного документооборота?
В результате служба заказывает разработку программного обеспечения, которое не дает положительного эффекта, хотя стоимость заказов составляет сотни миллионов рублей.
Инертность процесса регистрации результатов интеллектуальной деятельности и отсутствие четких алгоритмов экспертизы, порождает рынок нелегальных услуг по ускорению процессов регистрации и продажу легитимных решений на несоответствующие законодательству РИД. В результате создается удобная среда для коррупции.
Количество регистрируемых изобретений в РФ, а, следовательно, и желание граждан что-то изобретать, очень маленькое по сравнению с США, Китаем и Европой.