В ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать дорожную карту поддержки несырьевого экспорта.
На сегодняшний день согласно данным рейтинга Doing Business срок подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с экспортом товаров составляет 22 дня, в то время как в странах входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) данный показатель составляет 11 дней. Что касается затрат на экспорт одного контейнера, то в Российской Федерации этот показатель составляет 2 615 долларов США против 1 070 в странах ОЭСР.
Для улучшения ситуации в данном секторе Правительством Российской Федерации была утверждена распоряжением от 29 июня 2012 г. N 1128-р дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Целями дорожной карты являются:
увеличение числа организаций-экспортеров, в первую очередь за счет малых и средних предприятий, которые являются начинающими экспортерами;
увеличение объемов несырьевого экспорта, в первую очередь поставок инновационной продукции на традиционные и новые рынки;
повышение уровня товарной диверсификации экспорта за счет расширения круга экспортеров и ассортимента экспортируемой продукции.
Так, например, в рамках реализации дорожной карты заработали 42 региональных центра поддержки экспорта, Европейского информационного корреспондентского центра в России (ЕИКЦ - Россия), оказывавших комплекс услуг для малых и средних предприятий России, заинтересованных в выходе на межрегиональные и международные рынки, поиске и установлении контактов с потенциальными иностранными партнерами и партнерами из других регионов РФ. Только в 2012 году услугами региональной сети ЕИКЦ воспользовались 9682 малых и средних предприятий России.
В настоящее время рабочей группой АНО «АСИ» по мониторингу хода реализации дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» уже ведётся разработка новой редакции дорожной карты. Представители бизнеса выдвигают различные инициативы, направленные на сокращение и упрощение порядка прохождения экспортных процедур, расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров, развитие инфраструктуры поддержки экспорта, информационную поддержку экспорта, а также проведение исследований и разработки программ по расширению и уточнению мер поддержки экспорта. Такие как:
- отмена требования об обязательном представлении таможенному органу при таможенном декларировании товаров и выпуске товаров контракта (при наличии документа (-ов), подтверждающего все существенные условия сделки);
- смягчение требований для компаний-экспортеров по доступу к упрощенным процедурам таможенного оформления при экспорте; внесение изменений в приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. № 2676;
- внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации в целях расширения инструмента субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, связанным с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, на коммерческие (государственные) банки в рамках, выделенных в бюджете средств;
- создание инструментария ОАО «Эксар» по предоставлению 100-процентного страхового покрытия для отдельных экспортных проектов;
- формирование в рамках государственных программ развития отраслей мероприятий, направленных на определение перспективных для поставки на внешние рынки продуктов по каждой отрасли промышленности, и предоставление дополнительных мер поддержки в части субсидирования инвестиций в НИОКР, разработку, освоение в производстве соответствующей продукции;
- разработку пошаговой инструкции по прохождению таможенных процедур и таможенному оформлению при экспорте, а также по порядку получения мер поддержки экспорта Минэкономразвития России и торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
В настоящее время на площадке АСИ с участием федеральных органов исполнительной власти проходят обсуждения новой редакции дорожной карты. Как уже было сказано, бизнес-сообщество выдвинуло свои предложения к новой редакции карты. Далее предстоит процесс согласования федеральными органами исполнительной власти и утверждение Правительством Российской Федерации. Надеемся, что данная работа будет завершена до 1 марта 2014 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.