Фальсификация пищевых продуктов – это сегодня острая и актуальная проблема для государства и общества. Фальсифицированные продукты законом признаются некачественными и опасными, подлежат утилизации или уничтожению. Их употребление несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Тем не менее, доля фальсифицированных пищевых продуктов в розничной торговле продолжает оставаться на уровне 30–60% и более. Сливочное масло, мясные продукты и хлебобулочные изделия – вот примеры тех социально значимых продуктов, которые подделывают наиболее часто. Впрочем, список фальсифицированной продукции гораздо шире и включает в себя многие товарные группы и категории.
Покупатели, приходя в магазин за продуктами, часто оказываются словно на минном поле: повезет или опять попадется фальсификат? В чем же причина? Почему недобросовестные изготовители и продавцы фальсификата не боятся, что их не привлекут ответственности за этот «продовольственный терроризм»? Да просто потому, что зачастую их никто к этой ответственности и не привлекает!
Несмотря на то, что в законодательстве сегодня есть все правовые нормы, чтобы эту проблему решить быстро и эффективно – как с помощью весьма ощутимых административных штрафов, так и путем приостановки деятельности недобросовестных изготовителей и продавцов фальсификата, что прямо предусмотрено в законе. Остается только применять закон. А вот здесь-то как раз есть серьезные проблемы.
Некоммерческим партнерством «Защита прав добросовестных производителей» в рамках социально значимого проекта «Уральский контроль» подготовлен экспертно-аналитический доклад «Фальсификация пищевых продуктов: анализ правоприменительной практики (на примере сливочного масла». Документ направлен по широкому списку адресов руководителям федеральных и территориальных государственных органов, а также в другие заинтересованные организации. В докладе на основе анализа по различным субъектам Российской Федерации и на конкретных примерах действий административных органов и судебных решений показано, как и почему изготовители и продавцы фальсификата избегают ответственности. А также показаны направления повышения эффективности правоприменительной практики и совершенствования государственной политики.
Полный текст Доклада, который является публичным исследованием Партнерства, размещен в Интернете на сайте и с ним могут ознакомиться все желающие. Доклад подготовлен благодаря созданной сегодня в Российской Федерации системе открытости и прозрачности правосудия, поскольку решения арбитражных судов размещаются в открытом доступе в сети Интернет. Одновременно и сам Доклад помогает отстаивать принципы правовой определенности, стабильности судопроизводства, вырабатывать правовую позицию судов, обеспечивать единообразие арбитражной судебной практики.
Партнерство является участником создания Единой системы защиты прав потребителей. Эта система является одновременно также и системой защитой прав всех добросовестных изготовителей и продавцов. Они, точно в той же мере, что и простые потребители, заинтересованы в том, чтобы потребительский рынок был наконец-то очищен от фальсификата, а каждого недобросовестного изготовителя и продавца всегда неотвратимо ожидало административное наказание, предусмотренное законом.
Выполненный анализ и экспертные оценки показывают, что сегодня эффективность работы государственной машины «принуждения к добросовестности» недобросовестных изготовителей и продавцов фальсификата находится на низком уровне и не превышает 15%. В связи с этим нельзя исключать, что в отдельных случаях это может быть связано с проявлениями коррупции, а деятельность изготовителей и продавцов фальсификата – с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
Допущенные нарушения законности, по мнению Партнерства, должны быть устранены в порядке прокурорского и судебного надзора. Необходимо также принять все другие меры на каждом уровне, чтобы подобные нарушения не допускались вновь.
Фальсификат искоренить можно! И нужно! Для этого надо только, чтобы на полную мощность заработала государственная машина, а борьба с фальсификатом велась системным образом. Что касается проверок, то зачастую более важным является не их количество, а качество! И нужны настойчивые действия до получения конечного результата в каждом случае, когда выявляется фальсификат.
А для этого в свою очередь нужно, чтобы руководством государственных органов были даны соответствующие четкие указания, а вопрос исполнения был взят на строгий контроль.