24 октября Госдумой был принят законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому устанавливается «Налоговая ставка … в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенных российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 3101 настоящего Кодекса».
Таким образом согласно этому закону дивиденды и доходы российских компаний, не раскрывших своих бенефициаров должны облагаться налогом в 30% в нарушение многих международных соглашений РФ об избежании двойного налогообложения, о чем заявляют многие эксперты, предрекая России непростые переговоры с мировым сообществом.
По мнению Александра Захарова, партнера юридической фирмы Paragon Advice Group «С одной стороны, Законопроект в одностороннем порядке предлагает ввести Дополнительное условие для применения положений соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения о пониженных ставках налога у источника в отношении пассивных доходов, что, в принципе, является нарушением. А, во-вторых, Законопроект содержит интересную норму, согласно которой налоговый агент не несет никакой ответственности за неудержание тридцатипроцентного налога по причине представления ему не соответствующей действительности или неполной информации получателем дохода. Эта норма полностью нейтрализует основную цель Законопроекта. И, безусловно, применение ставки в 30% за несоблюдение требований, не предусмотренных конкретным соглашением об избежании, выглядит нонсенсом в этой связи».
Таким образом нечеткость формулировок в законе может привести либо к его полному неисполнению, либо к использованию в качестве инструмента давления на конкретных представителей бизнеса. В пользу второго варианта развития событий говорит разработка еще одного закона, напрямую не связанного с оффшорными компаниями, но логично дополняющего картину правового поля, выстраиваемого для российского бизнеса.
14 октября 2013 года, Президентом РФ в Госдуму был внесен проект федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Рассмотрение данного законопроекта запланировано на декабрьском пленарном заседании.
Согласно тексту пояснительной записки «поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации в настоящее время служат только материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Действующий порядок возбуждения уголовных дел был принят в рамках реформы Дмитрия Медведева в 2011 году и обеспечил определенный уровень защиты бизнеса от давления со стороны правоохранительных органов. Принятие этих поправок тогда связывали с желанием делового сообщества защититься от возбуждения или угрозы возбуждения фиктивных дел с целью шантажа предпринимателей.
«Указанные изменения являются одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью», говорится в пояснительной записке.
Павел Романенко, управляющий партнер юридической фирмы RONLAW PARTNERS, так охарактеризовал нововведения: «С одной стороны аргументы правоохранительных органов весомы (статистика уголовных дел). Ведь не стали предприниматели чище вести бизнес. С другой стороны согласен, что давление на бизнес увеличится. У нас, к сожалению, всегда возникают проблемы с исполнением. Опять же нельзя не учитывать коррупционную составляющую».
Согласно внесенному законопроекту, правоохранительные органы получат назад полномочия по самостоятельному решению вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям в целях «документирования налоговых преступлений» и, что больше обращает на себя внимание, «установления умысла на их совершение».
Факт непредоставления сведений о бенефициаре оффшорной компании в разрезе данного законопроекта может быть расценен как умысел к совершению налогового преступления.
По словам собеседника портала ПроОффшоры.ру, работающего в управлении по борьбе с экономическими преступлениями Главного Следственного Управления при МВД РФ, «оффшоры всегда вызвали резкую неприязнь в среде правоохранителей. Мало кто задумывается о том, насколько законно их использование, скорее бытует мнение, что оффшор – это априори незаконно. Поэтому все только ждут команды «фас».
По мнению Романенко «лучше бы идти по пути улучшения делового климата, улучшения инфраструктурных вещей, тогда люди уйдут из оффшоров. К примеру, с налоговой точки зрения владение активом напрямую в России наиболее выгодно, но вот с точки зрения защиты актива представляет большие риски. Опять же нельзя все под одну гребенку. Где-то оффшоры действительно используются в противоправной деятельности и с этим нужно бороться. Где-то – это необходимость, а где-то – требование инвестора. В общем, все индивидуально».
Наверняка, пока еще рано говорить о тотальном давлении на бизнес, и, в том числе, на его оффшорную составляющую, но тенденция эволюционирования правового поля говорит о том, что сделать выбор способа ведения бизнеса: в открытую в России или с использованием оффшорных схем – становится все сложнее. Выбирая первый путь, надо быть готовым к страновым рискам, пойдя по второму, необходимо тщательно подходить к выбору провайдера услуг по регистрации оффшорной компании, потому что информация о бенефициарах, которой обладают юристы-консультанты, становится на вес золота.