До 2005 года было невозможно найти более закрытую и таинственную систему, чем та, в соответствии с которой был организован российский экспорт металлов платиновой группы. О правилах и объемах экспорта в самой России и за рубежом были осведомлены лишь единицы. Внутри страны практически нет потребителей платиноидов, поэтому к событиям на рынке в России относились спокойно. Основные покупатели - автомобильные корпорации и производители ювелирных изделий - сосредоточены на Западе, и полная секретность российского экспорта была для них непредсказуемой величиной при определении цен на платиноиды. В начале 2005 года президент РФ подписал указ, снимающий гриф секретности со статистических данных по запасам, добыче, экспорту и импорту металлов платиновой группы и алмазов.
Долгое время единственной в России организацией, уполномоченной экспортировать платиноиды, оставалось ФГУП "Алмазювелирэкспорт", однако несколько лет назад квоты на вывоз металла получил
"Норникель", ряд банков и небольших производителей. В декабре 2005 года министерство финансов в очередной раз выступало с инициативой отменить государственную монополию на экспорт платиноидов, а история проекта указа, отменяющего квотирование экспорта драгметаллов и камней, тянется уже не первый год. Минфин вносил его в правительство четыре раза, но его всякий раз заворачивали под разными предлогами. Комментирует директор компании MarketMetal: «Если поправки в закон будут приняты, то предприятия-производители смогут сами планировать свои продажи и привлекать инвестиции под залог металла. К тому же, это снизит нервозность участников рынка, считающих нынешнюю схему экспорта платиноидов непрозрачной».
Задержка в подготовке указа носит технический характер. В условиях, когда приняты принципиальные решения, направленные на либерализацию рынка, представляется, что принятие дальнейших шагов в этом направлении — вопрос времени. Однако сам процесс внесения изменений в законодательную базу может занять не менее года.