В понедельник на сайте газеты «Ведомости» появилась информация о судебном разбирательстве между интернет-магазином «Юлмарт» и розничным ритейлером бытовой техники «Эльдорадо». Основанием для иска со стороны «Эльдорадо» стало неправомерное, по мнению представителей компании, использование торговой марки «Эльдорадо» в рекламной компании «Юлмарта». О прогнозах развития дела, авторском праве в Рунете и других интересных юридических прецедентах – в аналитическом комментарии PayOnline.
Сначала в нескольких словах о возникшем судебном процессе. Претензии у одного из крупных российских ритейлеров «Эльдорадо» вызвал рекламный слоган интернет-магазина «Юлмарт», звучащий следующим образом: «Эльдорадо низких цен». «Юлмарт», к слову, входит в тройку крупнейших интернет-магазинов России. Так что на ниве авторского права столкнулись два гиганта – оффлайн и онлайн – и создали прецедент, который интересен не только сам по себе, но и как повод для размышления.
Сейчас события развиваются следующим образом: представители «Эльдорадо» уже подали иск в суд. В то же время, по данным газеты «Ведомости», представитель «Юлмарт» - Дмитрий Федоренко - сообщил, что искового заявления в компанию пока не поступало, а товарный знак «Эльдорадо» его компания не использовала. Слоган использовался в контекстной рекламе, как сообщает источник, знакомый с позицией «Юлмарта», и в контекстном объявлении был указан рекламный слоган «Эльдорадо низких цен», а далее - гиперссылка «Юлмарт», при клике на которую пользователь попадал на сайт интернет-магазина.
Со стороны «Эльдорадо» предъявлены требования - запретить интернет-магазину «Юлмарт» использовать в рекламе слово «Эльдорадо», а также выплатить 5 млн. рублей в качестве компенсации. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на базу Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области. По мнению руководства компании «Эльдорадо», озвученному директором по связям с общественностью Ириной Цеплинской, «Юлмарт» пользовался словесным товарным знаком «Эльдорадо» при продвижении собственного предложения.
Исход судебного разбирательства пока не ясен, однако, как отмечают эксперты, слово «эльдорадо» можно употреблять в его лексическом значении, а не как название компании, - что и произошло в случае с рекламной компанией «Юлмарта». В таком случае доказать вину интернет-магазина и обязать его выполнить требования истца будет очень сложно. Неоднозначность ситуации добавляет и то, что компании, хотя и работают одна – в оффлайне, а вторая – в онлайне, являются конкурентами.
Не менее интересное судебное разбирательство, развернувшееся в Москве в конце прошлого года, также было связано с интернет-магазинами и товарными знаками. Интернет-магазин молочных продуктов класса premium «Мадам Му» подал в суд на Яндекс, Google и компанию «Домашние продукты». Суть иска также сводилась к использованию товарной марки в контекстной рекламе конкурента – интернет-магазина «Домашние продукты». Контекстная кампания ответчика была настроена таким образом, что по запросу «мадам му» в результаты контекстной выдачи поисковиков входило объявление, ведущее на сайт конкурента – интернет-магазина «Домашние продукты».
Своим мнением об этом деле и решении суда поделился на сайте «Российского агентства правовой и судебной информации» адвокат Александр Глушенков:
«Истец, подавая иск, полагал, что принадлежащий ему товарный знак "Мадам Му" гарантирует защиту от любого использования этого обозначения конкурентами, в том числе и при проведении рекламной компании в интернете. Поэтому показ рекламных объявлений своего прямого конкурента при вводе в поисковую строку в системах Яндекс и Google словесного обозначения "Мадам Му" истец совершенно справедливо посчитал нарушением своих прав на товарный знак. Однако суд пришел к иному мнению и полностью отказал в удовлетворении требований истца. Основной посыл решения сводится к тому, что использование словосочетания, аналогичного зарегистрированному словесному товарному знаку, в качестве ключевого слова для поиска в сети Интернет не может быть приравнено к использованию товарного знака».
Любопытно отметить, что оба дела связаны с использованием товарных марок конкурентов в контекстной рекламе. А с другой стороны – такое внимание компаний к собственным рекламным кампаниям в контекстной рекламе обосновано. По результатам исследования Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) сегмент интернет-рекламы достиг 19% всего рекламного рынка России, который в абсолютных цифрах сегодня уступает только ТВ-рекламе. Объем интернет-рекламы в первом квартале 2013 года оценивается в 13,3 млрд. рублей; и 10,3 млрд. рублей приходится именно на контекстную рекламу. При таких вложениях в контекстную рекламу со стороны бизнеса, понятна причина столь агрессивной политики интернет-магазинов в случае возникновения подозрений в нечестной игре на поле контекстной рекламы.
Судебные процессы между интернет-магазинами и вопрос авторского права в Интернете прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:
«Для российского бизнеса Интернет давно перестал быть площадкой, на которой можно разместить визитную карточку компании, играющую только информационную и имиджевую роль. Для многих компаний, особенно – B2C, интернет стал полноценной, а зачастую – единственной торговой точкой. Сегодня в Рунете работают сотни интернет-магазинов с миллионными месячными оборотами, а почти десяток российских предприятий электронной коммерции перевалили в показателях оборотов за миллиард рублей в месяц.
Безусловно, при таких финансовых показателях интернет-магазины начинают восприниматься их владельцами как реальный, серьезный, физический, а не виртуальный бизнес. Однако многие владельцы интернет-компаний до сих пор не привыкли к тому, что как в оффлайне, так и в онлайне свой бизнес нужно защищать. В том числе и в отношении авторского права. На стадии запуска бизнеса в Интернете необходимо позаботиться о том, чтобы именно вам принадлежали авторские права, права на торговую марку, домен, логотип, фирменный дизайн и другие уникальные составляющие вашего интернет-бизнеса.
Что же касается судебных разбирательств, касающихся контекстной рекламы, то в этом направлении в России нет работающей нормативной базы и устойчивого понятийного аппарата. Однако в последние годы ведется активная работа в этом направлении, как со стороны сообщества, так и со стороны государства. И появляющиеся прецеденты будут только стимулировать участников рынка и регуляторов к формированию адекватной нормативной базы, которая позволит решать возникающие в Интернете споры быстро и эффективно».